И снова про Площадь Чайковского 

12.03.2018 [БлогоVO]

Скорее всего, это бессмысленно, но всё равно хочется вернуться к теме прошлогоднего капитального ремонта площади. Интересует вопрос о пешеходных переходах. 

Площадь Чайковского не просто общественное пространство – это очень важная для околотка пешеходная «развязка». Площадь появилась больше 40 лет назад, когда поток автотранспорта был в разы меньше, а скорость его движения – намного скромнее. Видимо, поэтому проектировщики щедрой рукой исполосовали площадь дорожками туда-сюда, позволив пешеходам двигаться и вдоль, и поперек, и по диагонали. 

Сколько я себя помню как сознательного пешехода (лет 30 так точно), на длинных сторонах площади всегда было по два официально разрешенных пешеходных перехода, на коротких – по одному. Но помимо этих разрешенных переходов площадь всегда имела еще семь (!) выходов на проезжую часть, не разрешенных (ни зебры, ни знаков), но градостроительно оформленных совершенно однозначно – как приглашение пройти этим путем и пересечь дорогу. Причем некоторые из них в народе всегда были и остаются очень популярны. В какой-то момент несколько лет назад это хождение в неразрешенных местах, по-видимому, озаботило городские власти, и эти выходы украсились металлическими заграждениями. Заграждения, конечно, носили чисто символический характер, обойти их не составляло труда, однако это говорило о наличии какой-то позиции: здесь ходить нельзя. 

И вот капитальный ремонт прошлого года – казалось бы, чем не повод осознать и решить проблему с переходами. Но решили ее весьма странно. Количество разрешенных переходов на длинных сторонах увеличилось – теперь их там по три. А неразрешенные выходы не только никуда не делись, но и стали выглядеть еще более однозначно – «переходно». И вот полная картина. 

Переход №1 – на перекрестке с улицей Горького, у колледжа искусств (фото 1). Тут есть зебра, знак и даже светофор. Идем с шагомером в сторону магазина «Восток» – и примерно через 25 метров видим выход с площади (фото 2), никуда не ведущий на противоположной стороне, разве что в автостоянку. Примерно в 40 метрах от него – широкий разрешенный переход № 2, это из новых,( фото 3). От перехода номер два идем дальше – и вот примерно в 60 метрах от него выход с площади (фото 4, 5), красиво оформленный (сход с понижением, столбик) – и не разрешенный! Между тем это выход на площадь с улицы Солнечная, чрезвычайно популярная народная тропа! А впереди – примерно в 55 метрах – еще один разрешенный пешеходный переход № 3, угловой (фото 6). 



Минуя разрешенный переход № 4 на короткой стороне площади, идем по периметру дальше к другой длинной стороне. И вот разрешенный переход №5 на углу площади, (тоже из новых, фото 7). К нему с площади ведет новая тропинка меж дерев и диагональная дорожка. Переходим дорогу и идем в сторону улицы Горького, смотря на площадь. Через 15 метров от перехода №5 наблюдаем диагональный переход (фото 8) – раньше здесь всегда была «зебра», и народ десятилетиями здесь ходил! Но в ходе ремонта переход выпал из числа разрешенных – знаков нет. Однако есть выход с площади – широкая диагональная дорожка с понижением к проезжей части. Примерно через 35 метров с площади имеется еще один красиво оформленный выход (фото 9) – он ведет прямо в газон на противоположной стороне дороги. Дальше примерно через 60 метров широкий переход № 6 из новых разрешенных (фото 10). Около 35 метров отделяют его от диагонального выхода с площади, который «рифмуется» с дорожкой через газон по другую сторону дороги (фото 11). А через 35 метров дальше – разрешенный переход № 7 со светофором на перекрестке с улицей Горького (фото 12). 



К чему все эти много букофф? Хочется понять, из чего исходили авторы проекта капитального ремонта площади. На основании чего определяли, где именно разрешить пешеходный переход, а где запретить? Проводились ли наблюдения, которые позволили сделать вывод о том, что место А более востребовано для перехода, чем место Б? Какова допустимая частота установки пешеходных переходов? Как сказываются на движении транспорта переходы с интервалом в 60-70 метров? И главное: ЗАЧЕМ ОСТАВЛЕНЫ И ОФОРМЛЕНЫ КАК ВЫХОДЫ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ТЕ МЕСТА, ГДЕ ПЕРЕХОД ДОРОГИ ЗАПРЕЩЕН?! 

Да, движение там одностороннее, сплошного потока машин нет, но, тем не менее, это дорога. Если пешеход идет там, где привык, пренебрегая знаками, то в случае наезда автомобиля виноват он, пешеход. Но ведь он не шпарит по газону, не лезет через ограждение – он идет по широкой ПЕШЕХОДНОЙ ДОРОЖКЕ, которая всем своим видом приглашает его этим путем воспользоваться. А как вести себя «транзитному» пешеходу, который пересекает площадь, не зная местных тонкостей? Он должен, дойдя до проезжей части и не увидев перехода, повернуть обратно и искать новый путь? 

Я понимаю, что всем не угодишь, один привык ходить здесь, другой – там. Лично у меня вызывает большое недоумение то, что остался не разрешен переход с Солнечной, у «Магнита», и очень раздражает «разжалованный» диагональный переход на противоположной стороне. Но если бы была ясность – здесь можно, а там нельзя – и это однозначно читалось бы в самом пространстве площади, то все со временем привыкли бы. В конце концов, главное для пешехода – безопасность, а не возможность срезать лишние 10 метров. Но когда ПЛАНИРОВКА ПЛОЩАДИ ГОВОРИТ ОДНО, А ЗНАКИ – ДРУГОЕ, ситуация усложняется. Странно, что об этом не подумали те, кто разрабатывал проект, и те, кто его утверждал.

Система Orphus
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика