Псевдопатриоты идут на войну. Со школьниками

[Блогово]

Когда вы будете читать этот текст, скорее всего, Дмитрий Песков уже прокомментирует скандалвокруг гимназиста Николая Десятниченко из Нижнего Уренгоя, выступившего в германском бундестаге. Наверное, это будет нечто взвешенное, вроде того, что в Кремле, хоть и детально не ознакомились с выступлением,  но считают первостепенным вопрос памяти героев и жертв Великой отечественной войны, отмечают важность недопустимости искажений истории, однако, добавит пресс-секретарь президента России, не стоит искать их везде и устраивать охоту на ведьм, даже если кто-то очевидно не совсем удачно выразился, но так же очевидно ничего плохого сказать не хотел.

Путин говорил то же самое

А парень действительно не только не хотел, но и не сказал ровным счетом ничего предосудительного. По сути, то же самое год назад говорил Владимир Путин, встречаясь с такими же школьниками, участвующими в проекте “Примирение над могилами”: “Наши народы - народ Германии, народ Советского Союза - понесли самые колоссальные потери. И, конечно, помнить об этом обязательно нужно, для того чтобы ничего подобного в истории человечества в будущем не произошло”.

Что такого сказал Николай Десятниченко, что противоречило бы сказанному Владимиром Путиным? То, что он назвал безвинными замученных в советском плену солдат? А что там, на самом деле санаторий был?  Но для общества, где "наказания без вины не бывает, Шарапов", это - серьезное преступление, которое никак нельзя оставлять без тщательнейшего расследования и наказания виновных. Управляемая истерика, как точно назвал происходящее, главред "Медиазоны" Сергей Смирнов, понеслась лавиной.

Десятниченко попал не в ту эпоху

На самом деле, речь мальчика в советские годы (с поправкой на стилистику) мало кого удивила бы. При всем позиционировании "немца" как врага, был очевидный, в том числе и классовый подтекст, по которому вина простого солдата, подневольного "пушечного мяса" считалась минимальной. Истории о советских людях, подкармливавших немецких пленных из своего скудного послевоенного рациона, рассказывались как пример великодушия и милосердия советского народа. Теперь такое, по меркам возмущающихся словами Десятниченко, нужно, видимо, считать, как минимум, пособничеством врагу.

В восьмидесятых со стилистическими поправками на то время, такую речь запросто мог бы произнести какой-нибудь комсорг.  В советские годы, когда была жива реальная память о войне и живы носители этой памяти, главный посыл был - "никогда больше". В путинской России произошла смена подхода: и о войне теперь все чаще говорят только с истерикой в голосе и с посылом "можем повторить".

Черно-белая история войны

В некоторых советских фильмах были такие простые немцы, как правило, рядовые, которые на самом деле против войны или сочувствуют стране, на которую напали. Вспомните хотя бы "17 мгновений весны", где именно такой герой спасает радистку Кэт и ее ребенка. В нынешнем подходе псевдопатриотов к войне, в трактовках истории в стиле профессора Мединского таким немцам места нет, все они превращаются в нацистов. 

В то время как черно-белые фильмы о войне, благодаря современным технологиям превращаются в цветные, восприятие войны наоборот становится черно-белым. Чем дальше от нас война, тем больше превращается она в бутафорию и декорации для разного рода прощелыг, на фоне которых они блещут показным патриотизмом, строча свои публичные доносы.

Вслед за черно-белым восприятием истории, оттачивается и лексика. Бдительная депутат местного заксобрания, захлебываясь в патриотическом угаре, обращает внимание на слова "сражались" и "пали в боях". Очевидно, что для нее эти слова носят исключительно позитивную коннотацию и к побежденному врагу применены быть не могут.

Тема войны, исторической памяти в том виде, в котором представляет ее официальная пропаганда, крайне важна в современной путинской России и требует тщательного и осторожного обращения с лексикой даже от школьника. Обеспечивать достойную жизнь ветеранам и детям войны не требует, а выбирать слова школьника, родившегося спустя 50 с лишним лет после окончания войны - требует.

А кому мать родна

Война - это ужас, непроходимый ужас для миллионов людей, ужас, который гимназист увидел и ощутил через судьбу конкретного человека. Но у той части общества, которая ничем, кроме истеричного патриотизма себя проявить не может, людей видеть не принято вообще. Ни во враге, плененном или убитом, ни даже в своем соотечественнике.

Желательно видеть только массу, которая идет на подвиг, ведомая мудрым вождем. Для псевдопатриота война - это мать родна. Именно поэтому они ее и продолжают в отдельно взятых фейсбуках, а враги у них - школьники и их учителя.

Я чувствую себя вправе говорить на эту тему: мой прадед умер в немецком концлагере под Дрезденом в 1942 году по той самой причине, которую упомянул гимназист, рассказывая об умершем в советском плену немце: от болезней и скотских условий содержания. И это преступление, в том числе и против меня лично.

Но не выкинуть и другую часть этой моей личной истории. Три из четырех кладбищ этого концлагеря после войны были на территории советской военной части и, мягко говоря, должного ухода за ними не было. Лишь после ухода советской армии из ГДР память о тысячах советских воинах стали восстанавливать, а их потомки, в числе которых и я, смогли посещать братские могилы.  Ухаживать за ним стали немецкие общественные организации, за что я им очень признателен.

Мы еще неоднократно станем свидетелями приступов повышенной патриотической чувствительности у отдельных политиков, депутатов и бдительных блогеров. Настает их черед - вслед за отыгравшими свое псевдорелигиозными поклонниками Николая Второго, защищавших его имя и память от посягательств в буквальном смысле огнем. 

Градус психоза, на фоне которого Кремль будет выглядеть спокойным, умеренным и мудрым, необходимо поддерживать постоянно. И для этой цели недопустимо гуманистическое по нынешним временам выступление новоуренгойского школьника в бундестаге пришлось как нельзя более кстати.