Школьная травля: книги и советы, которые помогут ребенку

[Блогово]
Дети всегда молчат о насилии. Родители могут и не подозревать, что их ребенок жертва или инициатор травли. Но без поддержки взрослого ребенку с этим не справиться. 
Как выявить травлю? 
Как говорить с ребенком о травле? 
Какие детские книги станут «скорой помощью»?
Что могут сделать родители, учителя, библиотекари и писатели, чтобы помочь детям?
 
Ответы на все эти вопросы я получила в ходе лекции Дарьи Невской — доктора филологии, преподавателя и создателя сайта, посвященного проблемам травли и гонений mobbingu.net.  
 
Дарья Невская: Моббинг — это международный юридический термин для такого распространенного явления, как травля. Я хочу ввести его в употребление в России, потому что это слово дисциплинирует, заставляет тех, кто отвечает за безопасность наших детей, «подтянуться». 

В нашей детской литературе тема травли разработана гораздо хуже, чем в зарубежной. В советской литературе 40-50х годов упор делался на бойкот «неправильным» пионерам. После этого долгое время о гонениях не писали вообще. В 1981 году вышла повесть «Чучело» Железникова и был всплеск интереса. Также к этой теме обращался Крапивин. Потом снова как будто наступило затишье. 

Для нас это табуированная тема. Психологи приравнивают эмоциональную травлю к изнасилованию. Это категория постыдного: и жертва, и родственники жертвы испытывают стыд. 

Но все мы в разное время жизни оказываемся в одной из ролей — жертвы, инициатора травли, помощников инициатора, наблюдателей. Все участники травли получают травму, а травма, полученная в детстве, может влиять на человека всю жизнь.

Я стала заниматься этой проблемой, потому что сама подверглась моббингу в академической среде. Если взрослому так тяжело это вынести, то каково ребенку?

Изображение
 
Мы замалчиваем, игнорируем проблему, никто не работает над ее решением. На Западе эта проблема всячески выявляется. В Скандинавии идет колоссальная работа по предотвращению травли: с детьми читают книги, прорабатывают ситуации, подписывают этический кодекс школы. 

Скандинавская детская литература о травле пишется не по велению сердца, а выполняет социальный заказ — предлагает конкретное решение конкретной проблемы.  

Переживания должны проговариваться. Травма, которая замалчивается, не является проработанной. Лучше всего — разговор с психологом. Можно описать свой опыт на бумаге, это также имеет психотерапевтический эффект. У нас на сайте есть раздел «Ваши истории», где люди анонимно делятся своими переживаниями. 

Ребенок должен уметь себя защищать, сопротивляться эмоциональному насилию и уметь говорить «нет, вы не смеете так со мной разговаривать», даже если инициатором моббинга выступает учитель или родитель. 

Как выявить моббинг?

Если ребенок постоянно подвергается враждебному отношению и насилию, то мы имеем дело с моббингом. От спонтанной детской агрессии травля отличается тем, что имеет систематический и долговременный характер.   

Чаще жертвой эмоционального насилия становятся «удобогонимые» дети: принадлежащие к этническим и религиозным меньшинствам, болезненные, испытывающие трудности с адаптацией (приезжий, сирота, новенький), дети из малообеспеченных семей. Это самые распространенные поводы для травли. Но надо помнить, что жертвой может стать любой ребенок, которого коллектив объявит козлом отпущения. Если в коллективе есть признаки моббинга, он может перекинуться, как заразная болезнь, на других детей.

​Как проявляется школьный моббинг:

- Насмешки, обзывание, присвоение кличек. Уже на этом этапе нужно учить ребенка бороться с моббингом, выстраивать защиту. 

- Физическое насилие: шлепки, подзатыльники, избиение, порча вещей.

- Эмоциональное: отказ от общения, игр, нежелание сидеть за одной партой, приглашать на дни рождения, бойкот.   

Эмоциональное воздействие для ребенка страшнее физического. Когда от ребенка отворачиваются друзья, он думает, что он и есть проблема. 

Ребенок-жертва: 
- склонен подчиняться другим детям
- не может защититься от физического насилия
- приходит домой с синяками
- не принимает участия в групповых играх
- не имеет постоянных друзей
- не хочет общаться
- старается держаться поближе к взрослым
- теряет интерес к учебе
- не хочет никого приглашать на свой день рождения

Добрые советы детям:
- помни, что ты ни в чем не виноват
- все это временно и скоро закончится
- если нет сил терпеть, попроси помощи у взрослых, перевода в другую школу
- большое значение имеет дело, которое ты делаешь с удовольствием

Даже если ваш ребенок не жертва и не агрессор, а наблюдатель — в этом тоже есть опасность. 

Наблюдатели — это большинство. Из них формируется наше общество. Наблюдатели боятся «высовываться», у них появляется понятие фиктивной нормы — человек начинает думать, что если остальные воспринимают насилие как норму, это и есть норма. Считается, если кого-то травят, он сам виноват. Формирование тоталитарного мышления тоже связано с понятием фиктивной нормы.

Изображение
 

Что могут сделать родители, что помочь ребенку?

Даже самый откровенный ребенок никогда сам не заговорит о насилии. Детей сковывает страх перед агрессором и страх расстроить родителей. 

Книги о травле помогают выявить проблему. Не надо бояться этих книг. Нужно обсуждать с детьми тяжелые, правдивые книги и задавать вопрос: «Как бы ты поступил на месте героя?» Это позволяет понять позицию ребенка и скорректировать ее.
  
С 3 лет можно читать «Гадкого утенка» детям, которые могут стать потенциальной жертвой (маленький рост, очки, социальные отклонения от нормы) и проговаривать, что многих известных людей в детстве дразнили, это пройдет, «ты ни в чем не виноват». 

«Кот с голубыми глазами» Эгона Матисена. Что делать коту с голубыми глазами в компании желтоглазых, которые не хотят с ним общаться?

Если ребенок постоянно жалуется на учителей, я предлагаю книгу Гэри Шмидта «Битвы по средам». Иногда дети становятся фиктивной жертвой и, как герой этой книги, убеждают себя в том, что учитель их ненавидит.

«Джейн, лиса и я» — книга об одиночестве. Одиночество бывает как следствием, так и причиной травли. Главную героиню в школе дразнят: «Элен, стыд и срам, весит 200 килограмм!» Единственная подруга Элен — Джейн Эйр. Когда у детей нет друзей, у них должна быть книга, которая выполнит функцию проговаривания переживаний.

Родители агрессоров никогда не признают, что их дети агрессоры и оберегают их от школьных психологов. А психолог не имеет права работать с ребенком без согласия родителей. 
 
Агрессорами, как правило, становятся гиперактивные дети, гиперопекаемые или расчетливые манипуляторы, у которых есть проблемы в семье. 

Ребенок должен быть чем-то занят. Для ребенка-агрессора это очень хороший выход.

Изображение
 

Что может сделать учитель?

В Европе у учителей есть четкая инструкция на каждый случай. Учитель должен все замечать, налаживать отношения в классе, вовлекать детей в общее дело. Составить кодекс класса и попросить учеников его подписать, повесить у входа в класс. 

Заранее, до возникновения травли, учитель должен обсудить с классом книгу, посвященную этой теме. 

В 8 классе проходят «Повелителя мух» Голдинга. Но если до 8 класса ни в школе, ни в семье не обсуждались проблемы травли, то Голдинг воспринимается исключительно как притча. Давая эту книгу, учитель должен акцентировать внимание на том, как формируются фиктивная норма, мышление толпы и тоталитарный строй. 

«Чудо» Паласио надо читать для формирования чувства толерантности и умения принимать в свой круг «иных» детей. К сожалению, часто родители объединяются против такого ребенка: «Уберите его из нашего класса, он гиперактивный, неадекватный…» В «Чуде» тоже возникает такая ситуация — дети с подачи родителей «гнобят» главного героя, у которого врожденная аномалия лица. Что ценно, ситуация описана не только с точки зрения героя, но и его родителей, сестры и других участников событий.

Если в классе все-таки возникла ситуация моббинга, «скорой помощью» станет книга «Почему я? История белой вороны». Все школьные годы Айджа Майрок была жертвой травли и в 19 лет написала книгу о своем опыте. Это не художественная книга, а сборник рекомендаций, стратегия выживания. Как переодеваться, чтобы не видели, какое у тебя тело, как не давать над собой издеваться — огромное количество конкретных советов. 

Ситуация: новенький. В «Огнеглотателях» Дэвида Алмонда в поселок приезжает новенький и очень правильно ведет себя по отношению к местным ребятам, еще и защищает их от жестокого учителя. Такие книги полезны не только детям, которым предстоит стать новенькими, но и тем, у кого в классе появится новенький. Читать их нужно заранее, чтобы предотвратить травлю.

Тема новенького хорошо разработана у Анники Тор в тетралогии «Остров в море». Это история двух еврейских сестер из Вены, которые спасаются от нацистов на шведском острове. 

О специфике моббинга в девичьей среде рассказывает книга «Правда или последствия» Анники Тор. Типичнейшая ситуация: Нора приходит с каникул, а ее подруга Сабина теперь дружит с Фанни. Нора так стремится быть принятой в эту группу, что молчит, когда травят толстую Карин. На протяжении всей книги Нора пытается рассказать маме о том, что происходит, но у мамы много своих проблем. Читая эту книгу, ребенок поймет, как важно рассказать о сложившейся ситуации взрослым.

Изображение
 

Что может сделать писатель?

Мы прошли через тоталитарную травму, и здесь есть два пути: либо мы будем об этом много и долго говорить, либо старательно молчать. Мы молчим, и литература наша молчит. Немцы постоянно говорят о фашизме. Скандинавы постоянно говорят о том, что любой человек может столкнуться с эмоциональным насилием.

Ощущается острая нехватка книг с позиции агрессора и молчаливого наблюдателя, который все видит, но ничего не делает, чтобы помочь жертве.  

О жертве говорить легко. А дайте портрет эмоционального насильника. Что происходит в его душе? Как правило, это несчастный, недолюбленный ребенок. Как ему с достоинством выйти из этой ситуации?

Выход и надежда
«Стеклянный шарик» Ирины Лукьяновой — книга-лауреат конкурса «Книгуру». Она начинается с признания 42-летней женщины, которая не может избавиться от страха и ненависти к своим одноклассницам, которые ее травили. В отзывах на сайте «Книгуру» члены подросткового жюри пишут: «Тут все как в жизни». Книга сильная, жесткая, правдивая, но в финале чувствуется безнадежность, выхода нет.

В эссе Людмилы Петрушевской «Зло» (из антологии «Азбучные истины») тоже есть ощущение безысходности: «...И это будет первое маленькое зло в твоей судьбе. И тот, кто сам или за компанию входит в такой коридор жизни, уже не выходит из него никогда». 

Но такая антимоббинговая литература должна носить прикладной характер: не только выявлять проблему, но и помогать ее решить

Почему книга «50 дней до моего самоубийства» имела такую популярность среди подростков? Она показывает детям, что даже из самой страшной ситуации есть выход. Ведь в конце главная героиня не заканчивает жизнь самоубийством. Я изучала фанфики, которые подростки пишут по этой книге. Случаи травли в них не редкость. Но в этих фанфиках всегда есть выход. Детям нужен выход.

Это большой вопрос: как написать книгу честную, жесткую, но не травмирующую.

Изображение
 

Что может сделать библиотекарь?

Установить стенды с информацией о травле, вывесить список антимоббинговых книг, сделать выставку книг по этой теме, проводить презентации и беседы по книгам.

Антимоббинговый список книг

Алмонд Д. «Огнеглотатели»
Андерсен Г. Х. «Гадкий утенок»
Арсено И., Бритт Ф. «Джейн, лиса и я»
Богословский А. «Верочка»
Вартан В. «Заморыш»
Голдинг У. «Повелитель мух»
Железников В. «Чучело» 
Кинг С. «Кэрри»
Комье Р. «Шоколадная война»
Крапивин В. «Белый шарик Матроса Вильсона» и «Я больше не буду, или Пистолет капитана Сундуккера», «Гуси-гуси, га-га-га» (глава «Секло и стебелек»), «Трое с площади Карронад», «В ночь большого прилива», «Голубятня на желтой поляне»
Кэндзиро Х. «Взгляд кролика»
Лукьянова И. «Стеклянный шарик»
Майрок А. «Почему я? История белой вороны»
Матисен Э. «Кот с голубыми глазами» 
Митчелл Д. «Лужок Черного лебедя»
Оливер Л. «Прежде, чем я упаду»
Паласио Р. Дж. «Чудо»
Пиколт Д. «19 минут»
Питцорно Б. «Послушай мое сердце»
Рис Г. «Мыши»
Санден М. «Анна Д'Арк»
Сашар Л. «Ямы», «Я не верю в монстров»
Серёжкин А. «Ученик»
Тассиес Х. А. «Украденные имена»
Тор А. «Правда или последствия»
Хайасен К. «У-гу!»
Шмидт Г. «Битвы по средам»

О тоталитарном моббинге:
Громова О. «Сахарный ребенок»
Ельчин Е. «Сталинский нос»
Павлофф Ф. «Коричневое утро»
Штрассер Т. «Волна»
Яковлева Ю. «Дети ворона»

Книги, которые в ходе лекции предложили библиотекари:
Вильке Д. «Грибной дождь для героя»
Габова Е. «Не пускайте рыжую на озеро» (из сборника «Двойка по поведению»)  
Доцук Д. «Мандариновая пора»
Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
Михеева Т. «Не предавай меня» 
Тривизас Е. «Последний черный кот»
Шолохова Е. «Ниже бездны, выше облаков»

 
За организацию лекции спасибо Детскому залу Библиотеки иностранной литературы им. Рудомино