Полиграфическая Машина времени - 1. Фундамент 37-го года. Год великого перелома.

[Блогово]

 Это время   - 1929 год  -  называют Годом великого перелома, но  на самом деле  этот процесс -   переламывания  натуры  вологжан,   честных, трудолюбивых и упорных,   занял несколько лет.
Документы той поры до сих пор секретятся – под руководством   академика Яковлева в 2000 году  издали стенограммы пленумов  ЦК ВКП(б)  1928-1929 годов,  и текст этих стенограмм отмечен пропусками с пометками «Не рассекречено».
Но, оказывается,   этот  скорбный процесс подробнейше отражен в публикациях газеты « Красный Север»,      почти  все номера выложены в открытый доступ, и любой желающий может  подробно  рассмотреть, как закладывался  фундамент 1937 года.     Характерная деталь -  нет  многих номеров за 1931  и  1937  годы. 

Официально это объясняется  техническими причинами:

«Газеты практически все есть в бумажном варианте, просто из-за размеров подшивок и иногда качества газет их сканировать не стали. За 1931 год в библиотеке отсутствуют следующие номера: за 14, 15, 19 июля, 20 сентября, 16 и 17 октября. За 1937 год отсутствуют газеты от 3, 4 июля, 6 октября и 13 ноября. Отсутствующие в библиотеке газеты могут находиться в краеведческом музее или, что всего вероятнее, в Государственном архиве Вологодской области.

С уважением, И. Ю. Исаковская, зав. отделом краеведения.»

Мне же кажется, что от нас просто скрывают вовсе кровавые, неприглядные  страницы нашей истории.

1930 год. 
Уже вовсю раздувается культ личности Сталина 

  - воронежские коммунисты    выдвинули ходатайство о награждении тов. Сталина   вторым орденом Ленина.

От них не отстают  и  другие

Уже   есть техникум им. Сталина и улицы Сталина.

Доклад Сталина   на 16-м съезде партии Красный Север печатал в   трех номерах, с продолжениями.
Потом  доклад Кагановича...
Но это уже имело мало значения. Главное было сказано.
13 Декабря 1930 - постановлением Политбюро ВКП (б) зафиксировано более 30 категорий "лишенцев"
Лишали  не просто избирательного права  - лишали права  на жизнь,   ибо    внесенный в списки «лишенцев»    терял право на  продуктовые  и промтоварные карточки.

(Более подробно о том, кто именно попадал в списки лишенцев  в следующей части Полиграфической машины времени.)
11 октября 1931 года было принято постановление о полном запрете  частной торговли.

  Карточки и распределители

Совсем недавно   Вологда переживала  изобилие  - время НЭПа, когда  власть чуть ослабила свое давление, и позволила людям работать и зарабатывать,  свободно продавать  и покупать.
Совсем немного времени прошло от НОРМАЛЬНОЙ  жизни,  которая была до 1917 года,  и люди, пережившие голод и разруху военного коммунизма,  удивительно быстро наладили сытную, достойную жизнь.
В 1925 году хорватский писатель Мирослав Крлежа,  в одном из вологодских трактиров с изумлением увидел в меню 16 наименований супов.
На  рынке и в частных магазинах  было   что купить, и было – на что.

А всего то  -  испугались большевики   Кронштадского мятежа и Антоновского восстания. Испугались полыхающей по России крестьянской войны.    В 1921 году    не было   НИ ОДНОЙ  губернии, где   крестьяне не выступали бы против большевиков. 
И большевики отступили  -   заменили продразверстку   продовольственным налогом.    Земельный Кодекс РСФСР, принятый в  декабре 1922 года,   закрепил  итоги  аграрной революции, которую проводили сами крестьяне, никого не спрашивая, в соответствии с крестьянскими наказами 1917 года. Социалистическое законодательство   1918-1920 гг. было отменено.
И сразу отступил голод,  и чудесным образом  явилось продуктовое изобилие, потому что крестьянин знал  вот столько сдам налога, а все остальное  - мое. Производство сельхозпродукции  достигло довоенного уровня!  И это после Мировой и Гражданской войн,    уничтоживших миллионы тружеников,  разоривших многие хозяйства.
Газета  «Красный Север» 21 января 1926 года, заметка «Как питаются вологжане»:
«Лучше всех питаются торговцы, на втором месте – рабочие, на третьем – служащие. Заметно улучшилось питание у безработных. Немного упало за год питание вологодских ремесленников.
Ржаной хлеб и овощи все больше уступают место  белому хлебу,  мясу и рыбе.
В среднем, в настоящее воемя взрослый человек мужского пола съедает  ежедневно 1,177 фунта[1] черного хлеба, 0,522   фунта  белого, 0,562 фунта мяса и сала. 
Потребление картофеля и других овощей у рабочих упало.
Во всех социальных группах наблюдается рост потребления мяса и рыбы».

Но  - большевикам  не нужен был сытый народ.  Им был нужен покорный народ.  Потому давили тех, кто  выращивал  хлеб, но не хотел его отдавать задарма.  
Уже в 1926 году  НЭП  стали сворачивать,  крестьянам  стало нечего купить, и они не стали продавать хлеб, и стали меньше выращивать – так, только чтобы заплатить налог и самим поесть досыта.
Вместо ситца, керосина, чая и сахара  в деревню пришла продразверстка. Ну, и зачем выращивать хлеб,   зачем откармливать  свиней и бычков, если  отберут? 
Еще в 1928 году газета «Красный   Север»   регулярно печатала  обзор цен на рынке и в магазинах.

Для представления – зарплаты в Вологде в то время -   мелкие служащие – 45- 70 рублей,    стипендия на рабфаке – 50 р,  фельдшер  ок. 75  р.,  рабочий на \маслозаводе  (Молочное)    45-50,     рабочий средней квалификации ВРЗ   -  80-110  рублей, высокой   квалификации  слесарь, токарь  -  180.
Строительный   техник -    120 – 150 рублей,          
Врач, инженер  - 120- 180 руб,  Бухгалтер до 200 рублей.                     
  окружные партийные чиновники – 150-200. 


Цены на  вологодском рынке,    январь-февраль  1928 г 
 Мясо – 70 к. кг., молоко –  около 20 коп тарка,  

  масло сливочное  - 95 к. 400  гр. русское (топленое) 2 р. 15 к.  сметана – 22 к. чашка, батман луку  - 55 к. [2]   

мешок картошки  1р. 80 к., капуста свежая   - 6 к. за кочан около 400 гр,  десяток огурцов   соленых – 15 коп.     рыжики мелкие [3]– 75 к. кг,   рыба свежая щука 60 к. кг,   картофель небольшая мерка (ок. 8 литров)    – 23 к.                      мешок картофеля  1р 80 к.  яйца  65 к. десяток.

    - мясо в кооперативных магазинах по сортам
1 сорта – 65 коп кг,   2 сорта 55 к. ., 3 сорта – 45 к.и 4 сорта – 25 коп. кг., причем по этим ценам продавалось как привозное, сибирское мясо, так и местное.

Но – в  Красном Севере  уже  печатают   рецепт    супа без мяса.
Дескать, привыкайте товарищи...

В 1929 году цены на рынке уже не публикуют.
Кооп магазин Май 1929 года  - мясо 1 сорта -  96 коп., 2 сорта -  84 коп.   3 сорта 60 коп,  4 сорта – 30 коп. за кг.
   Уже в 1930 году  отмечается дефицит  мяса -  7 января 1930 г. Красный Север публикует сообщение:  ввиду недостатка мяса из магазинов ЦРК «Вологжанин»  с сегодняшнего дня будет выдаваться в счет нормы баранина по цене 1 сорт 58 к, 2 сорт – 52 к. за килограмм.

  В 1930  году  тот же «Красный Север»   публиковал фотографию  очередей за мясом, с детской наивностью  объясняя  возникновение очереди нерасторопностью мясников.

Уже в 1929 году в Вологде возник дефицит хлеба и муки, и     вводятся нормы выдачи   на февраль  -   22,5 кг хлеба на рабочую карточку, 10,5 кг на иждевенца, по 2-й категории    - служащие    9 кг хлеба.
Но хлебозаводы не могли выдать такое количество, и выдавали рабочим – 400 гр. хлеба в день и   мукой 7,5 кг  в месяц,  иждевенцам  хлеба 200 гр  в день и   мукой 3, 5 кг  в месяц.  Мука ржаная и ячневая.
Крупы – по  1 категории  1 кг. в месяц, по 2-й категории – 500 гр. в месяц.  Детям до 13 лет – 750 гр манной крупы в месяц.
Сахар  по 1-й категории – 700 гр. по 2-й  - 400 гр. в месяц.
Рыба (сельдь и др.)  1 категория 1,5 кг, по 2-й – 1 кг в месяц.
Чай  - семейным 100 гр. в месяц, одиночкас – 50 гр.
Сало топленое 250 гр. в месяц  на едока.
Масло растительное – 0,25 литра на едока.
Картофельная мука   по 200 гр. на едока.

Уже и картофель распределяют


 С  марта 1929 года   булочные артели инвалидов  и губкомпома  прекратили  снабжение хлебом некооперированного населения, и каждый  вологжанин,  имеющий право на получение хлеба,  оказался привязан к определенному магазину:  к магазину № 1 – сезонники и медицинский техникум,   к булочной № 1 – все остальные учащиеся и школа резерва милиции, к магазину № 9 – детдом № 1 и  т.д.

    Сразу же выяснилось, что при  населении Вологды в 52 тысячи человек хлебные пайки получают 60 тысяч. (Из речи предгубисполкома  Низовцева) 
С 1 июня 1929 года   выдача  в месяц  по рабочей норме    6 кг муки и 9 кг печеного хлеба,   вторая группа – служащие -  3 кг. муки и 4,5 кг хлеба

И, одновременно с   публикацией  сокращенных  норм   печатаются одобрительные отзывы:
«Несколько слов о новой норме.  Норма у нас не будет сокращена, как думают многие; она будет доведена до норм наших соседей, так как сейчас мы получаем  больше нормы хлеба, чем положим, ярославцы».
(Слесарь замочной бригады  ТМВ   тов. А. Широгоров)

Интересно,  в  ведомости на получение бюджетного бабла  «ольгинскими троллями»   есть такая фамилия -  Широгоров?   А среди «травоботов»?

Вовсю создаются     «закрытые   распределители»,  дожившие до последних дней  Советской власти, и существующие ныне – хоть та же столовая  Гос Думы.

В Вологде в 1930 году   распределили    нужных людей по столовым, ( при этом выстригались карточки на продукты), а чуждых  элементов никто кормить не собирался...
Продолжение следует.   Читайте далее – кто такие лишенцы, и как их лишали  права на жизнь.
 



 


[1] Фунт – 409 грамм.

[2] вологодский батман луку, плетеница, снизка принятой длины.  (Словарь Даля)

[3] Размером в монету, чтобы пролезал в бутылочное горлышко.