Фотографическая машина времени. Вологда речная

[Блогово]

Это было относительно недавно.




Каждый год по весне, как только сходил лед с реки  Вологда,   несколько тысяч  вологжан  покидали свои квартиры и дома  - начиналась навигация.  Несколько  месяцев, до поры белых мух,   они  появлялись   дома крайне редко.
Многие уходили семьями, с женами и детьми, потому не редкость были баржи,  на палубе которых виднелся выводок детей  дошкольного и школьного возраста.  Мама-матрос развешивала  свежепостиранное белье, возле  ящиков с землей,  в которых росли лук на зелень и помидорные кусты, копошились   дети  под надзором бабушки-повара, и над всем властвовал  командир - отец-шкипер, который и  неукоснительно следил за порядком на вверенном ему судне, и  бдительно наблюдал за вездесущими киндерами. Собственно говоря, дети   на  барже с родителями и бабушкой      были в бОльшей безопасности, чем если бы остались в городе с  той же  бабушкой или  в пионерлагере.
Вот семейный буксир – Отец – капитан, мать – повар.

Так что пацаны   в ходовой рубке никого не удивляли...

Помимо  экипажей грузовых и пассажирских  теплоходов,  самоходных барж и буксиров,   в   навигацию  отправлялись  и обслуживающие суда -   плавучие магазины    СухУРПа, водовозы,  земснаряды и водолазные суда.
До Эпохи, когда на каждом судне стоял  телевизор - и плавучий клуб, в котором можно было посмотреть  кинофильм. 
Русло  реки Вологда  и  Сухона постоянно чистили и проводили дноуглубительные работы, земснаряды  месяцами скребли дно  мелководного Кубенского озера,  расчищая фарватер, а неподалеку стоял жилой дебаркадер   со всеми удобствами  - с баней и душем, с прачечной, в которой стояла редкая тогда машина-автомат «Вятка»,  со столовой, в которой стоял телевизор,   и с кухней, в которой даже на самых маленьких   буксирах  властвовал  повар.
Хороший повар на судне значил  много.  Взять пару банок тушенки,  зайти в прибрежную деревню – принесешь   мешок овощей.  Правильно  затовариться в   самоходном плавучем магазине по заборным книжкам  - значит, обеспечить  команду на  зиму  дефицитными тогда тушенкой и сгущенкой.  Конечно, закуп производил «артельщик», но  от повара зависело, как распорядиться  закупленным, и подсказать  артельщику, что купить.  Можно все лето есть макароны   с тушенкой, а можно – вкусно и разнообразно  питаться, и на зиму запас сделать.
  Водолазные суда  стояли близ каменистых перекатов,   очищали   фарватер от больших камней.    На удивление, водолазы  были   вовсе не богатырских статей, ибо под водой «сила не катит»  -   нужны были умение и сноровка, чтобы в мутной речной воде   обвязать  камень тросами, и после этого водолазный кран поднимал камень.

На фото – водолаз Павел Миронов готовится к погружению.

Даже самоходные  «сварочные  аппараты» были  -  «мобильные сварщики».

Информация к размышлению.
В 1975 году  я добирался до Кичменгского Городка  по железной дороге   через Котлас -   до Великого Устюга  на  «Заре» по Северной Двине,

а там уже до Кич-Городка   автобусом.
Осенью 1977 года   в Нюксеницу в командировку я  добирался на самолете-«кукурузнике»  Ан-2.
В августе 1977 года   в Никольск  из Вологды я добирался  самолетом Як-40.

В 1969 году сюда летали два рейса на Ли-2 и Ан-2 из Вологды и один рейс Ил-14 из Ленинграда.

В 1985 - 4 рейса на Як-40 из Вологды и рейсы на Ан-2 из Кичменгского Городка, (были еще рейсы в Аргуново , Котельнич, Нюксеницу ULWS, Кему  , Рослятино , Шарью, Киров)
в 1991 - 3 рейса на Ан-28 и 3 рейса на Як-40.
с 1997г. - не существует (превращён в склад пиломатериалов, здание аэровокзала уничтожено)
 И в   Кичменгском Городке   не просто так был аэропорт. 

Дело в том, что дорожная сеть Вологодской области тогда состояла в основном из дыр – были не дороги, а направления.  Дороги тогда строились   в Прибалтике, на Украине и Белоруссии, а   мы тогда назывались  - Нечерноземье.
Так что не от хорошей жизни   речной транспорт у нас  играл важнейшую роль  до  второй половины XX  века, а в некоторых районах  - до конца Советской власти. 
Собственно, Сухонское речное пароходство  в 1936 году и создавалось для   проведения    «операции   «Юг», то есть снабжения  восточных районов области.
 Рано по весне, только сходил лед, караваны судов отправлялись  из Вологды в Тотьму, Нюксеницу,  но главное -  в Кичменгский город и Никольск.  

Если  по Сухоне навигация   продолжалась до поздней  осени, и в Усть Печеньгу можно было попасть свободно 

то  на условно судоходном  Юге  - буквально  несколько дней, в краткий период  высокой воды.

  И потому караваны судов встречали не только первые секретари  райкомов с хлебом-солью и духовыми оркестрами, но и сезонные бригады грузчиков для ударного труда и стахановского заработка – за несколько дней зарабатывали  столько,   за сколько в колхозе корячились полгода.

Даже мальчишки и девчонки зарабатывали – за разгрузку кирпича платили 1 копейку за  1 кирпич,  и   каждый раз, неся по сходням несколько кирпичей на берег,  подросток знал,   сколько копеек получит, и потому требовал  - Наливай больше!
 За ящик водки – 20 копеек, мешок с   мукой, крупой  или сахаром  - 10 -14 копеек, и эти копейки складывались  в рубли, на которые  деревенские мальчишки  покупали свои первые костюмы, а девочки – платья и дешевые украшения.
  Количество грузчиков   в  Никольске    доходило  до 1200 – 1400  человек, да еще с караванами приходили плавучие краны для ускорения разгрузки.
  Опоздал, замешкался  выскользнуть из  стремительно мелеющего Юга в Сухону – все,   останется судно до будущей весны  на перекате, к вечному позору капитана или  шкипера.

Завозили буквально все  - от сельхозтехники и горючего к ней, до продовольствия,  одежды, лекарств, школьных тетрадей и карандашей.
Вывозили – металлолом,  ивовое  и ольховое корье,  шкуры.
Вот по Югу тащат  дизельное топливоэ

Газета  "Водный транспорт" от 13 мая 1980 года.

Рабочее время реки Юг.

Завершилась навигация на реке Юг. Длилась она всего две недели. За это время в отдаленные районы области доставлено свыше 120 тыс. тонн различных грузов. Только раз  в году, в апреле, когда река вскрывается ото льда и уровень воды в ней поднимается на 5 метров, становится она на короткое время судоходна.
В "Операции Юг" принимали участие свыше 300 судов. Они не только везли различные материалы, товары, но и доставили для их обработки плавучие краны.
Умелая организация работ позволила речникам перевезти несколько тысяч тонн грузов сверх плана».

На фото   -  операция Юг  1984

Операция Юг возле деревни  Князево.


                        *                *             *
В 1978 году   навигацию и операцию Юг начали, как всегда, торжественно.

Но  из-за ледохода и  раннего  мелководья  операция  «Юг»   была сорвана  -  караван судов, не  дошел до Никольска, около 40 тысяч тонн   грузов  были спешно разбросаны по берегам Юга   от Устюга до Кичменгского городка.  
Именно тогда начали    строить дороги в Никольском районе.  

                     *        *        *  

Загадочная логика советской экономики  демонстрировала  запредельные чудеса -   где нибудь под   Тотьмой встречными курсами     расходились  баржи, груженные песком  -   одну баржу буксир толкал в Вологду,  другую -  в Великий Устюг.  Как легко понять, экономический эффект от таких встречных перевозок  равнялся не то что нулю, но  даже имел отрицательное значение,  но – план по тонно-километрам    выполнялся и перевыполнялся, и премии исправно получались.
Русло Сухоны и Вологды постоянно расчищали земснаряды,  и тут же теплоходы «Заря»,   по сути  - речные  глиссирующие автобусы с водометным двигателем,  поднимавшие большую волну, размывали берега, в результате река становилась шире и мельче.

И – на будущий год была работа для земснарядов...

                 *             *             *
Потомственные речники досконально знали  рыбные, ягодные и грибные места.    Остановилось водолазное судно возле Сухой Речки  близ Тотьмы  -  значит, экипаж до отвала наестся    стерляди  (плюс - экономия тушенки) и заготовит стерляди на  зиму.
Шиченьга,  болота возле Шуйского  -  десятки банок  брусники и ведра клюквы.  
Не на  берегах Сухоны, так в Топорне   непременно  случится    грибной урожай,   и командир непременно  найдет повод остановиться или высадить десант  для набега на пласты рыжиков или  заросли белых грибов.
Кончится  - не лето! – а навигация, и  водоплавающая Вологда возвращалась   на зимовку.   


С запасом соленой рыбы,  с ягодами-грибами,  с ящиком-другим   тушенки и сгущенки, водоплавающие вологжане возвращались  в Вологду.
Кто – на судоремонтный завод, кто – в межнавигационный отпуск.   Зимой речники могли не работать – и участковые не беспокоились   по  поводу тунеядства, и  стаж для пенсии шел.

               *              *            *
Были времена – прошли былинные.
Кануло в прошлое  целое небольшое государство со своей газетой, 

заводом,  учебным заведением, (речное училище  готовило сварщиков, станочников, судоводителей и поваров),   сетью торговли и общепита.
Редкое судно встретится теперь на Сухоне, некогда оживленной, как     федеральная трасса    теперь. 

А  вот это вид на Вологду с моста 800-летия. 

 На Вологде, где одновременно можно было увидеть пароход 19 века и супер-современную  «Зарю»,

  редко увидишь моторную лодку и прогулочный теплоходик.

По ругаемым дорогам  нынче в Никольск  и Кич-Городок идут сорокатонные   фуры, и мало кого волнует уровень воды в реке  Юг.
Теплоходы, буксиры и самоходные баржи ржавеют на берегу или уже порезаны «на иголки». 
Бывшие плавучие магазины переделаны в «банкетоходы», как например, «Дионисий»,  и на них проводят корпоративы.