Хлеб и лебеда в зеркале барской историографии и народной мудрости Ч. 1

[Блогово]

Хлеб и  лебеда   в зеркале  барской историографии  и народной мудрости

Сугубое предупреждение – многа букав!
Недожурналистам и лицам, страдающим ридингфобией – читать запрещается!  

ХЛЕБ
Русская аксиома -  Хлеб – это наиболее  экономичная по затратам труда пища человека.
Потом, когда  производительность труда крестьянина повышается, появляется возможность  использовать зерно не только  для питания человека.  Хлебом (фуражным зерном), начинают кормить   животных, получая мясо, а мясо идет на стол людям. Мясо,  конечно, это хорошо, кто бы спорил.[1]
Но никогда вологодский крестьянин не мог обходиться без хлеба!
Пусть  посмеиваются над нами  высокомерные европейцы, глядя,   какое количество хлеба мы съедаем, но с физиологической и экономической точки зрения хлеб -  наилучшая пища  для  человека, живущего в холодном климате и занятого тяжелой физической работой.  (Под хлебом   подразумеваются и каши, и все мучное).
Не случайно у наших соседей, в  Финляндии, как и в России, есть много видов хлеба, ржаного и пшеничного, овсяного, ячменного, даже картофельного. Финские пироги и хлеб иногда удивительно похожи на русские, а иногда — настолько необычны, что попробовать еще надо решиться.  Но  главный хлеб – ржаной. ruisleipä
Leipä (лейпя) (хлеб)   "ruis",  по-фински означает "рожь"

Особенности русской историографии – 

Практически вся наша история написана так,  как будто только дворянство и интеллигенция – это есть  весь русский  народ.   То есть мы добросовестно изучаем  историю 1 % населения,  а 99 % остаются в тени. 
И оттого у нас такие дикие представления о жизни России ДО 1917 года.
Наши историки – это такие историки!
Вот вещает академик Милов, автор монографии «Великорусский пахарь:
(«Сельское хозяйство веками висело веригами на русском обществе», «Страна НИКОГДА не могла прокормить себя хлебом», «И сейчас то же самое, в России ничего не выгодно делать»
«Себестоимость российской сельхозпродукции ВСЕГДА будет дороже западной».
Это утверждение плохо соотносится с тем фактом, что XV–XVII веках цены на зерно  в России  были в 15-20 раз ниже, чем в Европе, и торговля зерном давала до 1000 % прибыли.

Так и идет век от века  -   барское представление о подсечно-огневом земледелии  попало в НЫНЕШНИЕ учебники  -«Подрубали деревья, оставляя их сохнуть до следующего лета, затем деревья ВЫКОРЧЁВЫВАЛИ,  сжигали, удобряли золой землю и рыхлили почву.   (Пчелов, История России с древнейших времен...,  стр 24 

Из учебника в учебник переходит   бред -  Подсечное земледелие требовало затраты огромного количества труда. Такие громоздкие операции, как рубка леса, ВЫКОРЧЕВЫВАНИЕ  кустарников и пней, сушка всего этого материала и, наконец, сжигание его, неизбежно требовали кооперации сил.
На самом деле  относительные трудозатраты  на   настоящее  подсечно огневое земледелии были  довольно низки.
Деревья  вырубались, подсушивались  и сжигались,    в еще теплую золу  разбрасывались семена, причем обычно норма посева была вдвое меньше, чем на пашне трехпольного земледелия.  Далее  участок боронили  бороной-суковаткой,  и...  

Все!   Нужно было только огородить участок от лесного зверя,   поставить  пугала от  птиц,  и вовремя собрать урожай.

Это подтверждается современными исследованиями. 

Вопросы «древней» урожайности зерновых были включены в сельскохозяйственные программы экспериментальных поселений эпохи железа в Лейре и Батер-Хилле. Датские экспериментаторы для посева использовали два участка; один на месте сожженного леса, а другой — на месте выкорчеванного, но не сожженного. Оба участка взрыхлили деревянными палками, похожими на вилы с двумя зубьями. Зерно (пшеницу и ячмень) сеяли руками, а потом его заделывали в почву. Оба участка пропалывали и рыхлили. На первом участке с сожженным лесом получили большой урожай, на другом — ничего. На второй год урожай с первого участка был значительно меньше.
И еще  - зерно, полученное по этой технологии, по качеству – ЛУЧШЕ нынешнего, традиционного  - эксперименты показали, что зерно, выращенное древним способом, содержит бОльшее количество протеина, кальция, фосфора, калия и других важных элементов питания человека, чем современное зерно.
Ну, а урожайность...
Когда еще сказано -  Поп Федьку не обманет, но и Федька попу  правды не скажет.
Урожайность была высокая, и очень высокая.
Но, сведения, попадавшие в официальную статистику старательно занижались, ибо на хрена  ж  платить  кому за то, что сам добыл на поле в лесу?
  Так, по результатам Северо-Печорской экспедиции 1909 г. А.В. Журавского выяснилось, что сведения занижались в ДЕСЯТЬ  раз. Например, волостной старшина сообщал, что посеял он в 1908 г. всего 10 фунтов картофеля, а снял 2 пуда, тогда как им было посеяно 10 пудов, а снято 127 пудов картофеля. Аналогично занижались и все другие сведения (местные жители картофель тогда не пололи и не окучивали).

Мой прадед, Степан Лепихин, (Малоеловинский починок   возле  села Еловино Никольского уезда (ныне  Кич. Городецкий р-н)  в 1912 году  снимал урожай   на гари   сам-60-65, т.е. больше 100 центнеров с гектара.  В следующем, 1913 году   на том же  поле  - сам-30,  (около  50 центнеров с гектара) на свежей гари -  около   сам-70. (120 ц. га)

На фото 1975 года  - отстатки  избы  Степана Лепихина, послепднее, что осталось от деревни в 9 дворов.

В Никольском уезде в начале ХХ века на открытом грунте выращивали: помидоры, огурцы, шпинат, фасоль, спаржу, лук, а в парниках дыни и арбузы.
ВСЕ  росло, пока не пришла безбожная власть.
В 1922 г. урожай в на гарях   Никольского уезда   составлял сам 40, 60 ,75, но где ж ты найдешь дурака, чтоб похвастался этим, чтобы тут же пришли продотрядовцы и хлебушек отобрали?
А вот хрен вам!
Сжатую рожь в снопах оставляли обычно на подсеках до зимы и вывозили в селения с установлением санного пути. На дальних подсеках рожь и обмолачивали и хранили затем в специально выстроенных там хлебных амбарчиках.
А когда загнали всех в колхозы, урожайность и пришла к унылому виду, ибо на хрена ж корячиться, если все отберут?

ЛЕБЕДА

Лебеда   в нашей БАРСКОЙ   литературе стала символом бедности, отсталости и   забитости нашего крестьянина.
Вот живописует   Лев Толстой:

«Первое впечатление, отвечавшее в положительном смысле на вопрос о том, находится ли население в нынешнем году в особенно тяжелых условиях: употребляемый почти всеми хлеб с лебедой, - с 1/3 и у некоторых с 1/2 лебеды, - хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький; хлеб этот едят все - и дети, и беременные, и кормящие женщины, и больные.

Бедствие несомненное: хлеб нездоровый, с лебедой, и топиться нечем.

Но смотришь на народ, на его внешний вид, - лица здоровые, веселые, довольные. Все в работе, никого дома. Кто молотит, кто возит. Помещики жалуются, что не могут дозваться людей на работу. Когда я там был, шла копка картофеля и молотьба. В праздник престольный пили больше обыкновенного, да и в будни попадались пьяные. Притом самый хлеб с лебедой, когда приглядишься, как и почему он употребляется, получает другое значение.
В том дворе, в котором мне в первом показали хлеб с лебедой, на задворках молотила своя молотилка на четырех своих лошадях, и овса, с своей и наемной земли, было 60 копен, дававших по 9–ти мер, т. е., по нынешним ценам, на 300 рублей овса. Ржи, правда, оставалось мало, четвертей 8, но, кроме овса, было до 40 четвертей картофеля, была греча, а хлеб с лебедой ела вся семья в 12 душ. Так что оказывалось, что хлеб с лебедой был в этом случае не признаком бедствия, а приемом строгого мужика для того, чтоб меньше ели хлеба, - так же, как для этой же цели и в изобильные года хозяйственный мужик никогда не даст теплого и даже мягкого хлеба, а все сухой. "Мука дорогая, а на этих пострелят разве наготовишься! Едят люди с лебедой, а мы что ж за господа такие!"
(О голоде. ЛЕВ ТОЛСТОЙ - ПСС. ТОМ 29. ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1891-1894 гг.)

А теперь  взглянем  с точки зрения  физиологии  на эти причитания   - Ах, жестокие мужики не дают домочадцам теплого и мягкого хлеба. О, ужас  - хлеб с лебедой!

Если хлеб слишком свежий, он тяжело разжевывается, сбивается  в комочки,  плохо пропитывается  желудочным соком и от того плохо  переваривается в пищеварительном тракте.  Если же хлеб горячий, его вред усиливается в несколько раз. Он даже может вызвать нарушения пищеварения  и заворот кишок,  а это в то время -   верная смерть, ибо только  операция   могла спасти.
Кроме того -   пищеварительный тракт превращается в бродильный чан - здесь живут микробы, напоминающие дрожжи, которые вызывают процесс брожения. Хлебный крахмал превращается  в углекислый газ и спирт. Появляются рези, боли, вздутие живота, раздражение стенок кишечника.
Ржаной же свежий хлеб может быть и опасным – не случайно даже в тяжелые времена войны  летчиков кормили  пшеничным хлебом   - от греха.  Дело в том, что свежий ржаной хлеб  вызывает повышенное газообразование, соответственно повышается внутрибрюшное давление. В условиях обычного атмосферного давления на легкое вспучивание живота никто не обращает внимания — оно просто бывает неощутимо и никакого вреда не приносит. А при пониженном давлении, когда воздух несколько разрежен,   может так раздуть кишечник, что он, подняв диафрагму, надавит на сердце, вызовет спазм сосудов.

Так что   знали предки, что делали, когда  не позволяли есть свежеиспеченный хлеб.
Не случайно в Финляндии  продается  черствый  ржаной  хлеб и ржаные сухари, пользующиеся большой популярностью.
финский ржаной хлеб
А говоря о ЛЕБЕДНОМ  хлебе надо различать:
1.Суррогатный хлеб из   неспелых семян лебеды,
Об этом пишет и Толстой: «Лебеда здесь невызревшая, зеленая. Того белого ядрышка, которое обыкновенно бывает в ней, нет совсем, и потому она не съедобна».
2.Ржаной хлеб с добавлением измельченных сухих  листьев лебеды, продукт вполне питательный  и безопасный, и даже полезный.
3 -   ржаной хлеб с добавлением муки из  лебеды зерновой.
И – одно дело   просто добавить в   ржаную муку худо истолченые семена лебеды,  и совсем другое – добавить правильно приготовленную муку из лебеды.
Как это делалось:
«Прежде всего веянием и просеиванием чрез грохот освобождают лебеду от всех посторонних семян, потом должно ее столочь в ступе, чтобы очистить от травянистой коры, обварить кипятком и высушить на печи. Высушенную столочь в ступе, пока очиститься от черноватой коры, в коей заключены зерна. Скорее этого можно достигнуть, когда вместо толчения, пропустить зерна раза два в жерновах, потом отвеять муку или мякину и крупа готова. С нею, при варении каши, поступать как с овсяною крупой, т.е. несколько раз промыть прежде водою. Из этой крупы смолотая мука без всякого вреда употребляется на печение хлебов, разумеется с примесью небольшого количества ржаной муки».
То есть   правильная мука из семян лебеды делается из промытой и высушенной крупы, таким образом,   исключалось попадание в хлеб  острых осколочков скорлупы.
А когда просто мололи семена лебеды,  то такой хлеб  грозил неприятностями.
«...  из 6 крыс, которых в гигиен. инст. моск. унив. кормили лебедным хлебом, 5 погибли в течение первых же дней, а при вскрытии их были найдены явления острого гастроэнтерита. Несомненно, далее, что и у человека острые осколки семенной кожуры, находящейся в лебедном хлебе в большом количестве, могут вызвать раздражение пищеварительного тракта, начиная со слизистой оболочки рта и кончая толстой кишкой. — Серьезного внимания, с общественно-санитарной точки зрения, заслуживают те явления, которые лебедный хлеб. вызывает не у людей питающихся им, научного эксперимента ради, в течение 2—3 дней, а у тех, которые обречены на эту пищу нуждой и пользуются ею в течение более или менее продолжительного времени. Характер явлений, в общем, у тех и других одинаковый. Земские врачи неурожайных местностей, в 18 91/92 гг., единогласно указывали на то, что употребление хлеба с примесью Л. вызывает боли в области желудка, рвоту, понос и вообще все признаки гастроэнтерита; хронические гастриты при таком питании обостряются, является метеоризм и иногда мучительные позывы к испражнению и мочеиспусканию, при невозможности удовлетворить их. Сильное малокровие, головные боли, обмороки, общая апатия, упадок питания, невозможность работать и вообще понижение всех жизненных функций являются естественным последствием продолжительного питания Л. и обусловленного им расстройства желудочно-кишечного тракта. Сильнее всего это отражается на стариках и на детях, которые хуже других переносят пищу с примесью Л.; у детей нередко замечается сильная вздутость живота, и они иногда прямо отказываются от Л. хлеба. Смертность между детьми, под влиянием суррогатного хлеба с Л., значительно увеличивается».

А вот представления барина о хлебе с отрубями и физиологическими добавками:
«Пушной хлеб приготовляется из неотвеянной ржи, то есть смесь ржи с мякиной мелется прямо в муку, из которой обыкновенным образом приготовляется хлеб. Хлеб этот представляет тестяную массу, пронизанную тонкими иголками мякины; вкусом он ничего — так, обыкновенный хлеб, питательность его, конечно, меньше, но самое важное неудобство — это, что его трудно глотать, а непривычный человек и вовсе не проглотит, если же и проглотит, то потом все будет перхать и чувствовать какое-то неудобное ощущение во рту".
(Энгельгардт, «Письма из деревни»)
А вот обратите внимание – сколько  СЕГОДНЯ  стоят в аптеке  отруби,  продукт несомненно полезный, и рекомендуемый врачами.  И   нынешние баре-интеллигенты     спокойно покупают и едят хлеб с отрубями, ныне почитаемый полезным.