Патриотизм незнания. Часть четвертая. Комиссарские побрехушки

[Блогово]

«Оказался наш отец, 
не отцом, а сукою...»
( А. Галич) 

Наша пропаганда   рисовала комиссара  отцом родным.
Дескать,  идет впереди строя красноармейцев с пистолетом в руке.

Было и так  в действительности  -  на плакате   старший политрук (капитан)  ( В пелицах одна "шпала") 
На этом  снимке   младший политрук  (лейтенант) Алексей Еременко  за несколько минут до своей гибели на подступах к Ворошиловграду  (Луганск) 12 июля 1941 г.

Но  была огромная разница между    политруками с двумя лейтенантскими кубиками или одной  капитанской «шпалой»  на петлицах и  - полковым комиссаром с четырьмя «шпалами»,

учившим  любить Родину    в штабном блиндаже,  там, где снаряды не долетают. 

Писатель Иван Стаднюк,

закончивший в мае 1941 года то же Смоленское  военно-политическое  училище, что и Панкратов, после войны попытался найти  своих однокашников, и был потрясен ничтожно-малым процентом   живых политруков предвоенного выпуска  - в большинстве своем они погибли в 41-42 году. 
 На фото - курсант СВПУ  Иван Стаднюк

Кстати, оцените уровень милитаризованности  предвоенного Смоленска  - 
Согласно приказа НКО № 0195 от 24 августа 1940 г.

Смоленское стрелково-пулеметное училище
Смоленское военно-политическое училище им. В. М. Молотова
Смоленское военно-политическое училище пропагандистов
Смоленское артиллерийское училище
Смоленские курсы усовершенствования начсостава запаса артиллерии 
·                                 0
Только в Смоленске   в ту пору  было ПЯТЬ военных  училищ,  выпускавших по ускоренной программе   лейтенантов.
А вот список военно-политических училищ  в СССР 41 года : 

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА 
1. Брестское военно-политическое училище 
2. Брянское военно-политическое училище
3. Ворошиловское военно-политическое училище
4. Горьковское военно-политическое училище
5. Ивановское военно-политическое училище 
6. Киевское военно-политическое училище 
7. Куйбышевское военно-политическое училище
8. Ленинградское военно-политическое училище им. Ф. Энгельса
9. Минское военно-политическое училище ЗапОВО 
10. Московское военно-политическое училище им. В.И. Ленина 
11. Новосибирское военно-политическое училище 
12. Одесское военно-политическое училище
13. Орловское военно-политическое училище 
14. Полтавское военно-политическое училище имени М.В. Фрунзе 
15. Ростовское военно-политическое училище САВО 
16. Свердловское военно-политическое училище 
17. Смоленское военно-политическое училище им. В.М. Молотова 
18. Смоленское военно-политическое училище пропагандистов 
19. Сталинградское военно-политическое училище СКВО 
20. Ташкентское военно-политическое училище
21. Тбилисское военно-политическое училище
22. Харьковское окружное военно-политическое училище 
23. Харьковское военно-политическое училище
24. Читинское военно-политическое училище
25. Улан-Баторское военно-политическое училище 
26. Хабаровское военно-политическое училище 
27. Военно-политическое училище ЛВО 
28. Военно-политическое училище ПрибОВО

Эти училища  тоже выпускали, по сути, лейтенантов, которым предстояло сгореть в огне войны.

Жуткая статистика войны 
Выжить могли либо командиры высокого ранга, либо те, кто не был на передовой. На передовой командир батальона в среднем жил месяц, командир роты – неделю, командир взвода – 3 дня, а рядовой – одно наступление.

Как я понимаю, сам Стаднюк пережил войну только потому, что  его, уже назначенного политруком  противотанковой батареи, направили служить секретарем дивизионной газеты, затем – армейская газета.

Хотя и  он хлебнул фронтового лиха:
В боях в Западной Белоруссии, будучи в окружении организовал 36 красноармейцев и действовал с ними, как партизанский отряд. В стычках с фашистами группа уничтожила до сотни фашистов, сожгла 8 автомашин с различным немецким грузом. Товарищ Стаднюк лично вынес из-под огня раненого капитана тов. Киляшкина из 209-й мотострелковой дивизии и этим спас его жизнь. Всю группу вывел из окружения и сдал на сборный пункт в городе Могилёве в конце июля 1941 года (Из наградного листа на старшего политрука Стаднюка Ивана Фотиевича, при присвоении ему ордена Красной Звезды) 

Но  ротные политруки, это были  по сути,  политбойцы,  поднимавшие   роту в атаку, получавшие первую пулю.  

А вот уровень выше – это все та же советская зажравшаяся номенклатура. 
Вот секретарь  Ростокинского райкома    Москвы,  Георгий Жиленков, с началом войны, не будучи военным, был назначен членом Военного совета 32-й армии, а в августе ему было присвоено звание бригадного комиссара.
Попал в 1942 году в  плен,  и...
Думаете, расстреляли?  Нет, комиссар занялся привычным делом  - начал   идеологию «пущать», только в другую сторону.
Сеачала в Москве сладко жрал и пил,  возглашал здравицы в честь гениального вождя и учителя,  подписывал расстрельные списки,  потом комиссарствовал в   Красной Армии,  а потом, так же в тылу, только уже в немецком,   обосновывал необходимость   борьбы против Красной Армии. 

Быстро наладил деловые отношения с немцами, некоторые участники «власовского» движения подозревали его в сотрудничестве с Гестапо, объясняя этим его материальное преуспевание (в том числе получение роскошной квартиры). С января 1943 года — редактор «власовской» газеты «Доброволец», издававшейся в Берлине. Проживая в Берлине, неоднократно появлялся в берлинском метро в форменном обмундировании немецкого генерал-лейтенанта, чем вызывал изумление окружающих, не ожидавших встретить генерала в общественном транспорте.
На этом фото – он с Власовым  на совещании у Геббельса, февраль 1945.

И – вы удивитесь, что  я не тороплюсь верить  тому описанию подвига Александра Панкратова, которое  дает   полковой   комиссар 28 танковой дивизии   Банквицер  в своей книге?

Хоть  автор книги  «Александр Панкратов»,  Наталья Мелехина, и называет Банквицера  «Одним из непосредственных свидетелей   невероятного мужества Александра Панкратова...», на самом деле  его там и близко не былою
И вообще, брешет  Ехиль Львович, как сивый мерин.
Например, в своих мемуарах  он вещает, как   самолично  принимал Панкратова в  партию, под  авиационным налетом. Типа,  именно  оттого, что  он,  полковой  комиссар   Банквицер,  сделал из комсомольца   коммуниста,  он  от этого  чудесного превращения тут же совершил подвиг.
Вот в своей книге Банквицер врет, что в августе 1941 года Панкратов подал заявление в партию:
«А ты тоже снайпер? — обратился Терентий Фомич к Панкратову и получил утвердительный ответ. Узнав, что он тоже комсомолец и уже два дня как подал заявление о приеме в партию, Штыков одобрительно похлопал его по плечу.»
Вот, якобы,  18 августа  1941 года:

Первым принимали в кандидаты партии Панкратова.
— Вы знаете меня и вы решите, достоин ли я звания коммуниста. Но только в этот страшный час, когда стали мы насмерть, я не могу больше быть вне партии, не могу мыслить себя вне ее рядов... Я не знаю, как это выразить, но клянусь — от Новгорода отступлю только мертвым!..
Маленький, щупленький, с еще юношеским пушком на щеках, Панкратов в этот момент словно вырос на несколько вершков, расправил плечи.
Вдруг налетела вражеская авиация  (.....) 
Когда «юнкерсы» пошли на второй заход, Кремнев продолжал заседание:
— Кто желает высказаться по кандидатуре Панкратова?
Выступил политрук, который давал рекомендацию. Проголосовали и приняли единогласно.
(....) Ночью Панкратову и Жадану были вручены кандидатские карточки. Я тут же утвердил обоих замполитруками рот, и мне никогда не пришлось пожалеть об этом.»
(конец цитаты) 
Это брехня по той простой причине, что   комиссар Банквицер никак не мог  в августе 1941 г. принять  Панкратова  кандидатом в члены  партии и назначить  замполитрука роты,   ибо младший политрук Александр Панкратов,   вступил в партию еще в  апреле 1940 года,

   будучи курсантом Смоленского военно-политического училища, а по выпуску из училища  был назначен  зам командира по политической части  танковой роты  в 10-ю легкотанковую бригаду  еще 20 февраля,  а 24 апреля – на такую же должность в  125 танковый полк.

То есть,  когда Панкратов уже был политруком танковой роты, будущий комиссар  28 танковой дивизии Ехиль Банквицер в это время  в Москве вел  еще вполне штатскую жизнь. 
Далее – соответствие специальных  званий политработников армейским: 
Заместитель политрука (сержант,ст.сержант)
Младший политрук (лейтенант)
Политрук (старший лейтенант)
Старший политрук (капитан)

То есть, если верить  Банквицеру, то он, полковой комиссар, (полковник)  разжаловал  лейтенанта Панкратова в сержанты?  За что?
Не было этого.  Младший политрук  Панкратов безукоризненно  служил, и достойно исполнил свой воинский долг,  погиб смертью храбрых  на передовой,  в первых рядах своего подразделения.
А вот ошивавшийся  при штабе     полковой комиссар Банквицер умудрился  так накосячить, что его самого  понизили в звании.
Ехиль Львович умудрился  в октябре 1941 года попасть в грозный приказ Народного комиссара обороны Сталина за № 0391 «О фактах подмены воспитательной работы репрессиями». Среди многих недопустимых фактов незаконных репрессий, применяемых некоторыми командирами и комиссарами в армии, в приказе также упоминается, что «…военный комиссар 28-й танковой дивизии полковой комиссар Банквицер избил одного сержанта за то, что тот ночью закурил; он же избил майора Занозного за невыдержанный с ним разговор». Незамедлительно последовали выводы – старый большевик Ахилл Львович был понижен в звании на одну ступень и стал старшим батальонным комиссаром.

Так что и верить комиссарским побрехушкам  относительно событий 24 августа 1941 года тоже не следует.
Цитирую:
«ЮРЬЕВ МОНАСТЫРЬ   штурмовала рота, где заместителем политрука был Александр Панкратов. Пренебрегая опасностью, люди пошли в атаку. Немцы встретили их пулеметно-автоматным огнем. Сразу же выбыл из строя тяжело раненный командир роты. Принявший командование Панкратов вырвался вперед и каким-то чудом невредимым достиг бетонированного колпака пулеметного гнезда противника. Юношу отделяло от пулемета, прижавшего его роту к земле, не более полутора десятков шагов. Вражеский пулеметчик не мог видеть выпавшего из сектора наблюдения замполитрука; почти рядом с Панкратовым вздрагивал сеющий смерть ствол «универсала». Сорвав висевшую на поясе гранату, Александр быстрым движением руки вырвал чеку. Бросок — и падение наземь! Когда над головой просвистели осколки, Панкратов вскочил на ноги. Увы! Колпак был цел. Не пробила бетон и вторая граната. Пули продолжали косить залегших в траве бойцов... И тогда молодой коммунист принял решение...
Вытерев фуражкой пот с лица, он осторожно, бочком стал продвигаться к колпаку и вдруг резким рывком навалился грудью на изрыгающий пламя ствол. Путь роте был очищен...
Александру Константиновичу Панкратову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза...
Вернуть монастырь мы все же не смогли.

Одновременно другая рота того же батальона, которой второй день командовал Жадан, штурмовала КИРИЛОВСКИЙ  монастырь. Подразделению удалось овладеть  этим пунктом и продержаться там более часа. Однако яростная контратака противника помешала нам закрепить достигнутый Жаданом успех.
(Конец цитаты)
Я же говорю – врет, как сивый мерин. 
Во первых,  не Юрьев монастырь, а Кириллов.  То есть комиссар  и видеть ни хрена не видел,  и все перепутал, да еще и напридумывал семь бочек арестантов  - какой то колпак бетонный,  который не смогла пробить граната...
Гранату  бросали в амбразуру, но  полковому комиссару, затем командиру стрелкового полка, заместителю начальника политотдела 247-й стрелковой дивизии, заместителю командира ряда полков по строевой части  это знать не обязательно.
 Вспоминается  комендант Москвы  генерал-майор Ревякин, который  в  октябре 1941 года предложил посыпать   улицы города взрывчаткой – дескать, пойдут немецкие танки, и взорвутся.
 Так что комиссар Банквицер,  с диким  представлением, что гранаты колют   бетонные колпаки как орехи, не одинок.

Вот фотографии  Кириллова монастыря, который штурмовала рота.


Смотрите внимательно  -   крепкие стены с окнами- бойницами,  как и положено средневековой крепости.   Выставь пулемет в любое окошко – вот тебе и  ДОТ.

 Вот, к примеру,  вид амбразуры изнутри  Псковского кремля.

Вот Кирилло-Белозерского.

Вот так немцы делали   амбразуры в стенах   зданий -    пара часов аккуратной работы,  и  дырка в стене превращается в амбразуру с противорикошетными уступами, которые  останавливали и осколки с пулями, и гранаты.

Так на хрена хрена бы  немцы стали  выходить за стены готовой крепости и   городить какие то бетонные  колпаки, которые описывает   комиссар Банквицер?   Когда им было строить ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ сооружения при той скорости,  с которой они наступали?

Минск был сдан 28 июня,   16 июля -  Смоленск.  Великий Новгород немцы заняли  19 августа.
Не прошло и недели, как немцы заняли  Кириллов монастырь, а у  них уже бетонные колпаки построены?
Во брехать! 

  Стены монастыря (опорный пункт "Alkazar"  испанской            дивизии)    не раз утюжила артиллерия  и авиация,
Вот снимок     осени 1941 года.  Солдаты 250-й дивизии Вермахта  (это и есть испанская)   на фоне груд кирпича.

Его разбирали  на кирпич после войны,

но  и сейчас остатки стен видны, и даже –   амбразура.

Возможно, та   самая, возле которой погиб наш земляк, Александр Панкратов. 

 Погиб как герой, а не как  затычка, хоть нам и доказывают это уже десятки лет.
И при этом в упор не замечают  того, что было написано еще в «награднике» :  «...бросился на пулемет и своим телом закрыл губительный огонь противника, УНИЧТОЖИВ ПУЛЕМЕТЧИКА...»

Именно на  этом надо делать акцент,  именно в этом и  есть подвиг Александра Панкратова  -   убил врага,  жертвуя своей жизнью.

«Если бы каждый красноармеец убил одного немца, — война давно бы кончилась».
(М. Шолохов  «Они  сражались за Родину».)

Окончание следует -   Читайте дальше – физика и метафизика  броска  к огневой точке. Сколько могил у Александра Панкратова.


Часть первая
Часть вторая
Часть третья