Праздник, который всегда с нами…

28.12.2016 [БлогоVO]

Празднование Нового года в Вологде не раз смещалось по времени.
От древнего, традиционного Нового года, связанного с началом календарной весны, нам на память осталась Масленица, день, когда медведь просыпается - середина марта – начало апреля.  

 Этот праздник и есть наш самый старый Новый год. Его практически без перерывов праздновали у нас всегда, только в советские времена его называли проводами русской зимы.

В поселении, тысячу лет стоявшем на месте города Вологды, Масленицу праздновали на перекрестии нынешних улиц Кирова и Челюскинцев, где стоит церковь Власия Севастийского. Здесь наши предки поклонялись медведю – «дедушке», «старику», «батюшке», «волосатому», Волосу. Позднее на месте языческого капища поставили храм, посвященный его христианскому «двойнику» – Власию, который в глазах местного населения воспринял и функции «скотьего» бога.


Одним из названий медведя у нас было «кома» (привет от нынешних коми-зырян и коми-пермяков, сохранивших название своего тотема). Медведя-прародителя у нас почитали, и потому просыпающемуся хозяину тайги несли первый блин, отсюда – нынешняя трансформировавшаяся поговорка: «Первый блин комом». На самом же деле это звучало как «Первый блин комАм», то есть медведям. И первоначально праздник назывался «комоедица» и только позднее стал Масленицей.


От стародавних времен, когда на праздник «комоедицы» для обряда гадания приводили молодых медведей, лазавших на столбы, остался гладкий высокий столб с закрепленными на верхушке призами. Раньше привязывали поросят, ягнят, кур, гусей. Что медведь выберет – то и принесет удачу племени в грядущем году. Гусь – значит, готовились к большой гусиной охоте, чтобы при перелете заготовить много гусиных полотков – половинок гусиной туши, подсоленных и копченых для длительного хранения. А звенящая медная бляшка с подвесками, закрепленная на выбранном медведем «призе», указывала, какой род будет главным в племени в наступающем году. И причин для спора не было – первопредок и царь всех зверей так указал: «Медведь все знает».

Память о новогоднем медведе  и посейчас  прорывается.



И  Новый,  1700 год Петр I  встречал с медведями.


И ритуальные схватки с медведями бытовали в православной Москве очень долго.




Позднее и до наших дней на столб стали лазать молодые мужики и парни, а на верхушке столба для самых сильных и ловких теперь закрепляются мешки с небольшими подарками или бумажка с названием приза, который победитель тут же получает.



Через столетия, когда Вологда была в составе Новгородской Руси, Новый год – пролетие, новичок – наступал  1  марта.  Это – память о тех временах, когда жили по латинскому календарю   -     декабрь – десятый месяц,  январь – одиннадцатый, февраль - двенадцатый

Первое марта – день Ярилы. В этот день детишек посылали размести дорогу к колодцу, если снегом запорошило. Беременные с рассветом выходили на пригорок смотреть на восходящее солнце, которое давало силы выносить дитя. Бабки-повитухи вносили в избу полуденный снег. Им обтирались, чтобы рукам чистота вешняя передалась.

Интересная деталь. Пиво в те времена готовили раз в году, на Новый год. С первого затора (смесь солода, хмеля и дрожжей) сусло получалось густое, и пиво выходило самое лучшее,   МАРТОВСКОЕ. В последующих заторах пиво было похуже.

Без весеннего праздника российские мужики все равно не смогли обойтись, и теперь 8 марта празднуют день, которого не знают в других странах. Кто-то по недоразумению называет его Женским днем. День, может, и женский, а праздник, несомненно, мужской. Кто празднику рад, тот   с утра пьян.   Ну, вы сами знаете…

Женитьба великого  князя Московского  Ивана III на византийской принцессе Pое Палеолог (на Руси крещенной Софьей) принесла нам осенний Новый год. 
В XV и XVI веках Новый год – день летопровождения – в соответствии с определениями Никейского собора,  праздновался 1 сентября.   Этот день    связан с полевыми работами, когда убирали урожай и ссыпали зерно в амбары.


С того времени и пошло наше «бабье лето», сопряженное с Новым годом. С 1 по 8 сентября по Юлианскому календарю начинались чисто женские работы. Лето считалось мужской страдой, первая неделя сентября – женской.


В конце августа со всей Московской Руси, в том числе из Вологды, устремлялись в Москву телеги и повозки крестьян, кибитки дворян, важно раскачивались на ухабах и рытвинах боярские рыдваны. Хоть раз в жизни подданные московского князя старались встретить Новый год в Москве, где проходили пышные торжества.

В Вологде в это время епископ торжественно давал благословение перед кафедральным собором. В последний вечер старого года родственники и гости собирались в доме старшего в роду. Гостей со всем вежеством усаживали за накрытые столы, угощали медами стоялыми, малиновой бражкой, кто мог себе позволить – и винами заморскими.

За неспешной беседой, за рассказами об урожае ждали полуночи. С полуночным выстрелом пушки собравшиеся обнимались, целовались троекратно, желали друг другу добра и мира.
Потом кое-кто гулял всю ночь, а большинство мужиков, приняв чарочку, отправлялось на боковую, чтобы с рассветом приняться за работу. Осенью у крестьянина дел невпроворот, а Русь издревле была страной крестьянской.

Дважды, по крайней мере, Иван Васильевич Грозный встречал Новый год в Вологде, своей опричной столице. И вологжане могли увидеть, как чудно одетые иноземцы устремлялись поздравить государя с праздником, как сам царь направляется в храм отстоять молебен.

Православная церковь и сейчас отмечает НОВОЛЕТИЕ -  праздник в Православных церквях, совершаемый 1 сентября (14 сентября), посвящённый наступлению Нового года (Нового лета) в богослужебном церковном календаре..

7208 год от сотворения мира  у нас  праздновали дважды. Сначала, как было принято, 1 сентября, а потом согласно указу Петра I о реформе календаря день после 31 декабря 7208 года было велено считать днем 1 января 1700 года от Рождества Христова.

Зимний Новый год на Руси легко прижился, поскольку был давний обычай в конце декабря пересматривать съестные припасы в чуланах, клетях, ларях и погребах, прикидывая, сколько чего осталось, и как что сохранилось.

Испортившиеся продукты отправлялись на корм скоту, а те, которые только начали портиться, отправлялись на кухню, и получалось невольное изобилие, совпадавшее по времени с днем святой Меланьи.   31 декабря (13 января)  Отсюда  - поговорка -   приготовила, как на Маланьину свадьбу.

И тут  же  - Рождество!








В конце XIX  - начале XX  века вся Вологда гуляла с 25 декабря (Рождество) до 7 января – Крещения по старому стилю. Ну и Новый год, само собой!
Законом от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» 1 января стало нерабочим днём.

Для вологодских дворников и городовых это было действительно праздничное время! Они ходили по квартирам и домам «проздравлять приличных жильцов». Им на блюдечке выносились рюмка водки и полтинник или серебряный рубль, иногда – кулек со сладостями.
– За здоровье вашего благородия и всего семейства! – выпивалась рюмка, монета и кулек отправлялись в карман.

Владельцы магазинов, мастерских и фабрик отправлялись поздравлять чиновников; угадайте, кто кому вручал конверт с деньгами? Не забывали и полицейских чинов…

В конце XIX века в рождественские праздники в городе устраивались елки для детей в гимназиях, школах, во многих домах; благотворительные общества проводили елки для бедных детей.
Накануне Рождества крестьяне возили по улицам на санях елки и предлагали их всем желающим. Устраивались и елочные базары. Все газеты пестрели объявлениями о продаже елочных игрушек и украшений. В большинстве семей готовили самодельные елочные игрушки из бумаги, фольги и «золотили» орехи. Родители покупали к Рождеству подарки для детей: одежду, книги, игры, кукол и пр.


Кстати, в указе Петра I говорилось, чтобы «по знатным и проезжим улицам у ворот домов учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых…»

Считается, что  традиция  новогодней ели пришла  к нам с Запада.

Но - с давних времен   зеленое колючее дерево неразрывно связано с судьбой русского народа. 

Колючие, а потому обережные, защищающие от злых  сил, и вечнозеленые  -  символ  вечной природы и вечного  обновления жизни использовались нашими предками для украшения жилых и хозяйственных  построек в пору зимнего солнцестояния.

Для большинства жителей России ель являлась непременным атрибутом зимних праздников. По причине вечнозеленого наряда она, как и другие хвойные деревья, считается символом жизни и началом повторяющегося годового цикла. Откуда идет зимняя традиция россиян украшать свои дома этими деревьями? В представлениях народов Севера некоторые еловые и сосновые рощи, а также отдельно стоящие деревья считались священными.

«Ель-Еленица, красная девица, оборони от темненькой ночи» - приговаривали мужики, устраиваясь на ночлег в ночном  лесу под елью.
И   в  наше  время,  каким  дорожным знаком    обозначается   место отдыха  на трассе?  Правильно,  нарисованная елка  склоняется над  нарисованной скамьей.


Ельнику, еловому лесу,  у нас  всегда  придавалось особое значение. На Новгородчине и в западных районах Вологодской области  на святках люди слушали, стоя среди елок, как в провалившейся под землю церкви поют певчие.

Существует множество церковных преданий о явлении на елях  чудотворных икон и о постройке  церквей и часовен на этом месте.  Да и сам  образ елки просматривается   в силуэте русской шатровой  церкви,  а чешуйчатые главы деревянных церквей  - стилизованное изображение   еловой шишки.

Именно в еловом чернолесье  строились монашеские обители:

В православной служебной практике   случалось, что ель заменяла храм.

Оптинский старец Зосима вырезал на большой ели крест, чтобы перед ним могли молиться келейницы.

Елки втыкали   по бокам масленичных горок,   на  Троицу обводили овец вокруг   установленной в кошаре елочки.

Издавна, еще от  языческих времен,  от поклонения  огню-Сварожичу,   сохранился обряд   украшения ели   зажженными свечами.

Как пишет П. Кампанелли "Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в  городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его».

В НЕМЕЦКОЙ  Риге тогда   жили русские  торговые гости   с Псковщины и Новгородчины. Немецкие славяне  (лужичане, лужицкие сербы)  принесли обычай наряжать елку на территорию нынешней Германии.

В   XVI-XVIII веках обычай наряжать Рождественскую ель распространился по городам Ганзейского   союза, по Германии, Швейцарии,   Скандинавии. В 1521 году   он  отмечен    в  Эльзасе,  между Шварцвальдом и  Вогезами, где  было много хвойных лесов.  

Европа в то время переживала эпоху Возрождения с пышными придворными праздниками, так что новоявленный обычай успешно прижился, хотя католическая церковь обычай, пришедший из православной Руси, встретила враждебно: « Среди прочих пустых затей, которые устраивают во время Рождества, забывая о слове Божием, -  рождественское дерево, или ель, которую ставят в доме и украшают куклами и сахаром».

Но рождественскую  ель уже было не остановить…

В 1660 году в Пфальце  (Германия) отмечен первый на Западе случай украшения рождественской ели свечами.
В 1741 году немецкие эмигранты принесли елку в Новый   Свет.
В 1760 году немецкая принцесса Шарлота Мекленбургская,  жена короля  Георга III, впервые нарядила  елку  на Британских островах.
В конце 1840 годов эта мода привилась и в чиновничьей    среде Петербурга,  (рассказ Достоевского  «Елка и свадьба», 1848 год).

Первая публичная елка в России была   зажжена, как считается,  в 1852 году на  Екатерингофском вокзале   Петербурге.

Ну,  как тут не вспомнить анекдотичный случай, бывший в действительности -  очень уж  понравились Петру в  Германии необычные  деревца с фигурными кронами.  За немыслимо большие деньги  деревья эти  были куплены и в кадках привезены в Россию, где выяснилось, что это обычные липы,  только  постриженные.

Точно так же и обычай Рождественского дерева был экзотическим и необычным для  петербургского чиновничества и высшего света,  в крестьянской же Руси дерево, благословенное Небесной Заступницей Руси, зеленая красавица ель, почиталась издавна,  ставилась и украшалась  на Рождество много-много веков…

Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём.
 .

Придя к власти, большевики поначалу  не очень жаловали  новогоднюю елку, поскольку в их глазах  она ассоциировалась с Рождеством и поповскими праздниками, с которыми  новоявленная  власть   беспощадно   боролась.


В первые годы  безбожной власти, пытаясь заменить  церковный праздник   на светский,   делались  попытки   изобрести  революционные  новогодние  ритуалы  -   разыгрывались    действа, где  волхвы поклонялись не Вифлеемской,  а  Красной звезде, и в  облике деда Мороза явственно угадывались   черты  всенародно любимого вождя, создателя    Рабоче-крестьянской  Красной армии товарища  Троцкого.





Запретили и Троцкого, и елку.
 В газетах    и журналах  печатали разгромные статьи:  «Вред Рождественской елки»,  «Рождество Христово -  поповская сказка».






 Вместо Рождественских да новогодних   песен    распевали:
           
«Скоро   будет Рождество –
Гадкий праздник   буржуазный,
Связан  испокон веков
С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,
Косный,  верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…


И не в шутку могли в тюрьму посадить того, кто  детям  елку поставил.

Самого товарища Троцкого  выперли из партии, а потом и вовсе из страны, и когда он оказался среди  мексиканских кактусов, в Советской России   вернулись к   празднованию Нового Года.
В декабре 1934 года  в газете «Правда»  было опубликовано  письмо кандидата в члены политбюро  Постышева, в котором он объяснил   гражданам страны   Советов, что праздник  елки – это хорошо, и  гневно заклеймил  левых уклонистов,   запрещавших этот замечательный праздник.



В январе 1935 года газеты вышли под  заголовком: «С Новым Годом, товарищи!»    С этого дня можно было безбоязненно   устанавливать и украшать  лесную красавицу, и радостно выпивать  под поздравления ЦК,  Верховного Совета и Совета Министров, озвученные  голосом Юрия  Левитана,   а товарищ Сталин потеснил  дедушку Мороза.









И на новогодних игрушках -  тоже товарищ Сталин.



Однако выходным   днем    1 января  стал лишь  в 1948 году.
С этого времени   Новый год  стал не только детским праздником,



  Примерно с этого же времени возле елки появилась и Снегурочка.   


 Новогодняя елка 1955 года,  Вологодский район. (Фото   П. Сотникова, Красный Север.)


Вологда, одна из первых елок на площади Революции.



Вологда, детский сад, примерно 1957 год.   (Зосимовская, 73)









…Менялись и еще не раз сменятся правители, но и в 20-е годы  тайком приносилась домой елка, и в   40-е годы детишкам приносил подарки  не товарищ Сталин, а добрый дедушка Мороз,   и в горбачевскую  антиалкогольную пору  мы звенели бокалами шампанского, и   когда на пыльных витринах пустых магазинов   было  шаром покати, мы все таки  водружали на стол    жаркое   и селедку   под шубой, и  старательно  нарезался  неизменный тазик  мясного салата, майонез для которого  хранили по полгода…
Пройдут года,   но   дед Мороз  все так же будет приносить  детям подарки, всегда будет с нами  этот праздник.
А после всех перетрясок вдобавок к нему мы заполучили еще целый букет новогодних праздников:  православное Рождество 7 января, Старый Новый год с 13-го на 14-е января, Крещенье 19 января!

Здоровья вам! 
Это ж сколько здоровья надобно, чтоб пережить эти праздники....

Источник: Павел Шабанов
Автор: Павел Шабанов
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика