Вологодская деревня. Будем жить!

[Блогово]

Раньше приходили вести с полей и ферм. Нынче – с болот. 

Товарищ мой все осени посвящает сбору дикоросов: в лесу, на болоте. А чем еще жить, говорит, в его крохотной деревеньке в три дома? Все, какие есть мужики в округе – все этим промыслом живут. Конкуренция сумасшедшая, чуть попроспал – лапу соси. Все ягоды с болот под чистую будут выгребены. 

Товарищу попроще – он не пьет, да к тому же еще мобильный, Есть маленькая машинка, навигатор есть. Будет до самых белых мух искать ягодные кулиги по всей области. А другие вынуждены жить на болоте неделями. Рассказывают, один мужик собрал десять мешков клюквы – это килограммов четыреста, тысяч на сорок, если сдавать, спрятал во мху, а сам домой – трактор искать в деревню. 
Обратно вернулись с трактористом – нету мешков. И следов, как не бывало. 

Другой на себе выносил клюкву: килограммов пятьдесят пер во мху. Так упетался, что присел отдохнуть, а встать уже не смог. И тут выскочила на него из кучи валежника росомаха. Злая, агрессивная. За ноги хватает его, а у него и оборониться нет сил. 
С болотами шутки плохи, кто заблудится, кто в трясине сгинет, кого змея жиганет, так он несчастный там и останется меж кочек… 
А вот, видимо, не только реформы, а особая притягательная сила лесов и болот заставляет людей кормиться с этих непаханых, не сеяных нив. Или это в характере нашего северного народа: болоту доверять больше, чем собственному саду – огороду. Похоже, эта особина, доставшаяся нам от далеких предков, и мешает полностью довериться культурному земледелию… 

Почем квадратный метр Дикого болота 
Информ-агентство «Северная неделя» 
Есть в Архангельской области по-своему уникальное болото Дикое. Кто и за что его так назвал, даже местные старожилы не скажут 
Когда-то Дикое было включено в реестр торфяных месторождений, но проекты производства дешевого топлива для котельных в регионе так и не реализовали. Зато болото приглянулось предприимчивым людям, которые оценили уникальные гидрологические характеристики местности. Как оказалось, в центре Дикого находятся три крупных озера и, что особенно важно, расположены эти водоемы на семь метров выше уровня кромки болота. Это обстоятельство и стало определяющим при разработке технологии выращивания под механизированную уборку урожая дикорастущих ягод. 

Из Костромы же в сентябре 2012 года в питомники Холмогорского и Приморского районов на испытание завезли три с половиной тысячи саженцев семи сортов клюквы. С прицелом, что в случае успеха сортовой материал пересадят на торфяные грядки Дикого. Клюквенные чеки, каждый площадью в один гектар, рассчитаны на 50 тысяч саженцев. . 

По заверению автора проекта северной клюквы Николая Склепковича, на Диком есть все, чтобы новая для области сельскохозяйственная отрасль стала высокорентабельной. Те же верхние озера позволяют исключить затраты на строительство и содержание насосных станций. Вода при поливе или во время механизированного сбора осеннего урожая может подаваться на клюквенные плантации самотеком. Еще ниже ярусом протекает Северная Двина, которая по каналам примет водосброс. 
В апреле нынешнего года прошло учредительное собрание, на котором был создан потребительский кооператив во главе с Николаем Склепковичем. Идея, которая вынашивалась в умах организаторов годами, обрела-таки правовую оболочку. Кооперативу дали имя — «Архангельская клюква». По сути, это народное предприятие, в котором результатами труда могут воспользоваться в равной мере все, кто станет пайщиком СПК. По уставу, доля в имущественном комплексе определяется в соотношении 200 рублей за один квадратный метр полезной площади плантации. 

Пайщики должны стать и основными инвесторами проекта 
В отличие от клюквы беспризорной, растущей на бескрайних областных болотистых угодьях, урожайность сортовой ягоды выше в десятки раз. Без всякой химии. С чека размером сто на сто метров доход чуть не дотягивает до двух миллионов. Какие еще агрокультуры могут приносить такие дивиденды?