«Мозаика» Интервью с Сашей Асафовым. Часть 1.

[Блогово]
– Только что в «Красном углу» прошла выставка «Незаметное заметное» о советских мозаиках. Как появилась мысль сделать этот проект?

– С 2012 по 2015 годы я работал над выпуском альбома-монографии своего отца - художника Генриха Асафова. Там есть большой раздел, посвященный его вологодским мозаикам и росписям. По мере подготовки этого раздела я естественным образом погружался в тему вологодской монументальной живописи. 

Довольно быстро стало понятно, что там много белых пятен, точнее даже одно большое белое пятно - неизвестны авторы, даты, число работ, почти ничего не опубликовано и не описано нигде. Это очень странно, учитывая специфические размеры произведений и их местоположение на виду у всех.

– Это ведь была твоя идея, но работали вы командой?
 
– Мы работали по трем основным направлениям, я отвечал за информацию и текст. Если бы я делал все один, то текстом бы все и ограничилось. Когда мы собрались со Светой и Сашей (Светлана Попова-Знаменская – куратор выставки, Александр Мирошниченко – автор документального фильма «Мозаика» – Е.С.), то стали смотреть, что сделано по этой теме в других городах, чтобы не повторяться и воспользоваться позитивным опытом.
Оказалось, что ничего не сделано. Повсеместно встречаются случаи утрат или борьбы за единичные произведения. Есть случаи реставрации, где-то возникают новые работы.
Мы должны были сделать первый в России ретроспективный тематический проект, посвященный всей монументальной живописи советского периода одного региона. Так появились выставка с оригиналами эскизов и картонов в натуральную величину, фильм «Мозаика» и каталог произведений с вступительной статьей. 
Так что, на мой взгляд, у нас получился пример успешной командной работы. 
 
На открытии выставки «Незаметное заметное» в центре культуры «Красный угол»
 
 
– А Саша и Света как в проекте появились? Ты их нашёл или они сами к тебе пришли? 

– Небольшие некоммерческие проекты, которыми я занимаюсь, чаще всего создаются с друзьями. Я рассказал Свете о статье, которую писал, она захотела в этом поучаствовать и сделать параллельно выставочный проект. Ей нужен был видеоряд. Мы поговорили с Сашей, и он увидел здесь документальный фильм. У него была команда помощников: Катя Хоботова и ребята из съемочной группы.

Так возник синергетический эффект – работа каждого из нас стала рельефнее и полнее за счет работы других участников группы. Это, в общем-то, свойство мозаики – каждый кусочек смальты отдельно ничего не значит, но вместе они складываются в цельное осмысленное изображение.

– Недавно ты отреставрировал роспись своего отца Генриха Асафова на Козленской, 35. Эту работу тоже можно считать частью проекта про монументальную советскую живопись или это отдельная история? 

– Получилось так, что реставрация росписи стала частью проекта. Ее судьба только подтолкнула нас к завершению работы над выставкой и фильмом. 
Эту роспись семья автора считала утраченной, наряду с десятком других росписей Асафова в Вологде. Когда выяснилось, что она сохранилась и была достигнута договоренность с собственником здания о реставрации, я начал эту работу и завершил бы ее в любом случае.

Продолжение следует...