Рабочие тетради: и вновь продолжается бой…

22.09.2016 [БлогоVO]
До нового 2016-2017 учебного года  практика приобретения учебников и учебных пособий в Вологодской области (как, впрочем, и в других регионах страны) была следующая. В Министерстве образования и науки утверждался список учебников, разрешенных к использованию в учебном процессе. Департамент образования области (ДО) доводил этот список до школ, школы определялись, по каким из них будут проводить занятия и информировали об этом ДО. Никаких  рабочих тетрадей (РТ) в этом списке не было. Почему?

Напомню, что согласно действующему законодательству "если администрация школы включает конкретную рабочую тетрадь на печатной основе в список учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, который утверждается приказом директора школы, то, безусловно данная рабочая тетрадь должна предоставляться за счет бюджета". Но насколько свободна школа в своем волеизъявлении относительно приобретения тех или иных учебных пособий?

Позиция ДО: «Попробуйте включить РТ в список учебных пособий (приобретаемых за счет бюджета) – сами же и будете искать средства на их приобретение». Однако, позиция ДО противозаконна. В Законе сказано - за счет бюджета (субвенций), а не за счет школы. Но спорить с  ДО себе дороже. Поэтому никаких особых требований к ДО по поводу РТ школы не выдвигали, надеясь на понимание со стороны родителей. Родители, конечно, возмущались и … покупали.

Однако, после известных заявлений представителей Генпрокуратуры РФ и Минобразования РФ  ДО вынужден был признать очевидное – необходимые для качественного учебного процесса РТ должны предоставляться за счет бюджета . Но поскольку бюджет на этот год был уже сформирован по старым принципам (один учебник и всё), то все  РТ попросту убрали из учебных планов и программ (такой вариант развития событий мы также прогнозировали http://newsvo.ru/blogovo/99798). Однако, есть РТ, которые являются неотъемлемой частью учебника. Без использования таких РТ на уроке учебный процесс был бы неполным.


Что делать учителю в этом случае? Апеллировать к родительскому сообществу. Если все 100 % родителей в классе приобретут эти РТ за свой счет, проблем с преподаванием предмета у учителя возникнуть не должно (да, отсылать учащегося к РТ, незаявленной в программе нельзя, но кто из контролирующих органов об этом узнает).  А вот, как быть, если хотя бы один из родителей, не захочет покупать РТ за свой счет (протест, отсутствие средств – неважно, по каким причинам)?

Сначала включается механизм давления со стороны родительского комитета класса ( или родителей, приобретших РТ) - "этожевашребенок".  Некоторые, дабы не подвергаться обструкции со стороны родительского сообщества, сдаются. Если не помогло – им обещают копировать задания из РТ (кстати, не понимают, что, во-первых, копирование страниц из РТ незаконно, а во-вторых, копирование обойдется в конечном итоге гораздо дороже, чем приобретение РТ).

Если и это не помогает, то есть два варианта решения проблемы: либо учитель  отказывается от использования РТ в учебном процессе (т.е., не отсылает учащегося к работе в данной РТ, не ставит оценки по выполненным в РТ работам и т.д.), либо школа приобретает эти РТ ( на какие средства – из внебюджетных фондов или из личного кошелька директора  – неважно). В любом случае, родитель, не приобретший самостоятельно и за свой счет РТ по предмету, при преподавании которого учитель отсылает учащегося к данной РТ, должен написать заявление на имя директора школы с требованием обеспечить учащегося этими РТ (не обеспечит - вперед, в прокуратуру)..

Виноваты ли родители в том, что они не приобрели РТ за свой счет? Нет, они этого делать не должны в силу действующего законодательства.

Виноват ли директор школы в том, что не обеспечил учащихся РТ, необходимыми в учебном процессе? Да, виноват, поскольку не настоял на своих законных требованиях о включении данных РТ в список на приобретение их за счет бюджета. Возможно, нужно было использовать иные методы и средства убеждения чиновников из ДО (в частности, привлечь внимание  общественных организаций к решению проблемы и т.д.).

Виноваты ли руководители ДО в том, что исключали саму возможность приобретения школами РТ ( сказки о том, что школы сами не давали таких заявок, во внимание не принимаются)?  Да, виноваты, поскольку согласно действующему законодательству «к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ».

Механизм приобретения учебников и РТ общеобразовательными учреждениями области согласно Приказу Департамента образования области от 18 мая 2016 года N 1379 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЛАСТИ УЧЕБНИКАМИ И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ» выглядит сегодня следующим образом:

1.      АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (ВИРО)
-  проводит анализ стоимости учебников и учебных пособий в разрезе издателей, которым принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий,
-  размещает данную информацию на сайте ВИРО.

2.      Общеобразовательные учреждения
-  самостоятельно определяют список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
-  информируют об этом перечне, а также о наличии данных учебников и учебных пособий в библиотеке образовательной организации обучающихся и их родителей (законных представителей) через информационные стенды, сайт образовательной организации, на родительских собраниях,
-  формируют информацию о потребности в приобретении учебников и учебных пособий в соответствии со списком и направляют эту информацию в Управление образования.

3.      Управление образования
-  организует анализ обеспеченности подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями на уровне муниципального района (городского округа),
-  представляет данную информацию, заверенную руководителем Управления образования, в ВИРО.

4.      ВИРО
-  составляет сводную по области потребность в приобретении учебников и учебных пособий муниципальными образовательными организациями,
-  направляет данную информацию в Департамент образования области.

5.      Департамент образования области
-  на основании предложений ВИРО определяет суммарную потребность муниципальных образовательных организаций на приобретение учебников и учебных пособий в очередном учебном году,
-  направляет средства на учебники и учебные пособия, предусмотренные законом области об областном бюджете на очередной финансовый год для муниципальных образовательных организаций, в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области (в объеме, рассчитанном на основании заявок муниципальных районов (городских округов) области на приобретение учебников и учебных пособий, сбор которых осуществило ВИРО).

6.      Управление образования
-  обеспечивает закупку учебников и учебных пособий в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями),
-  приобретает учебники и учебные пособия за счет средств в составе субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение дошкольного образования и общеобразовательного процесса в муниципальных образовательных организациях области в рамках средств, предусмотренных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год,
-  обеспечивает доставку и распределение учебников и учебных пособий в соответствии с потребностью подведомственных муниципальных образовательных организаций,
-  информирует ВИРО о ходе закупок учебников и учебных пособий,
-  организует разъяснительную работу с родителями (законными представителями), педагогами по обеспечению обучающихся подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями,
-  информирует органы исполнительной государственной власти области, органы местного самоуправления, подведомственные муниципальные образовательные организации, родителей (законных представителей), средства массовой информации о процедуре организации обеспечения обучающихся подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками и учебными пособиями и об обеспеченности обучающихся подведомственных муниципальных образовательных организаций учебниками к началу учебного года.

7.      ВИРО
-  осуществляет мониторинг хода закупок учебников и учебных пособий в разрезе муниципальных районов (городских округов) области,
-  организует проведение мониторинга обеспеченности образовательных организаций учебниками и учебными пособиями.

8.      Общеобразовательные учреждения
-  организуют образовательный процесс в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательной организацией,
-  в случае нарушения сроков поставки учебников и учебных пособий обеспечивают организацию обучения обучающихся по основным общеобразовательным программам с учетом имеющихся учебников и учебных пособий в библиотеке образовательной организации.

Итак, что можно посоветовать родителям, которые не желают повторения ситуации с РТ в следующем учебном году? Участвовать в обсуждении образовательных программ, определении необходимости использования в данных образовательных программах тех или иных учебных пособий, а также контролировать процесс закупки учебников и учебных пособий для Вашей школы. Об этом подробно написал Валерий Валентинович Ярышев.

От себя лишь добавлю, что помимо заявленных целей включение родителей в процесс обсуждения образовательных программ, по которым учатся Ваши дети, способствует улучшению взаимопонимания между всеми сторонами-участниками образовательного процесса – учителями, родителями, учащимися.
Источник: Николай Иванов
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика