Успенская церковь Куштского монастыря

[Блогово]

DSC00209.JPG

Ныне стоит она здесь: https://yandex.ru/maps/-/CVd4ZQmv, в на редкость изысканном монастыре Димитрия Прилуцкого, а когда-то стояла на 40 км севернее, в куда более скромной и тихой обители Александра Куштского, там: https://yandex.ru/maps/-/CVd4jN8k.
Перевезена и реставрирована в начале 1960-х гг.

1
DSC00244.JPG

Датируется обычно "1-й пол.  XVI в.", либо "после 1519 г." и наряду с новгородской церковью из села Передки считается одной из старейших деревянных шатровых  в России.

DSC00245.JPG

В основе здания крещатый сруб (примерно 17Х17 м, высотой ок. 10 м), на нём восьмерик (ок. 8 м) и шатёр (ок. 9 м). Общая высота с крестом "до 16 сажень" (ок. 34 м).

Ветви крещатого сруба завершены бочками (высота до конька бочек ок. 14.5 м).

С запада - галерея на консолях и столбах, устроенная при реставрации начала 1960-х гг.

DSC00246.JPG

Датировка храма иногда вызывает возражения. Пишут, дескать "основана на сопоставлении с храмами, также не имеющими твердо обоснованной даты", что вызывает удивление, ибо никогда она не основывалась "на сопоставлении" с чем-то, а попросту восходит  к трудам наших дореволюционных историков и краеведов.

DSC00197.JPG

Так в известном сборнике Ивана Константиновича Степановского (1890) значится:
"Деревянная во имя Успения Богоматери, старинная, строенная около половины XVI столетия."

DSC00198.JPG

Вологодский епархиальный миссионер Николай Николаевич Следников (в будущем епископ Неофит) после посещения Куштской обители писал (1907): "...храму насчитывается почти 400 летъ, въ немъ сохранились еще слюдяныя окна".

DSC00208.JPG

А наибольшее число подробностей сообщает выдающийся вологодский историк Николай Иванович Суворов (1893): "... Успения Богоматери, ...строенная ... после упомянутаго пожара 1519 года, высокая съ шатровымъ пирамидальнымъ верхомъ и широкими съ южной и северной стороны крыльями, утверждающимися на столбахъ. Все здание имеетъ по 8 саженъ въ длину и ширину и до 16 саженъ вышины съ крестомъ."

DSC00211.JPG

Другим аргументом критиков традиционной датировки служат заявления, будто "крестообразная композиция с четырьмя прирубами по сторонам света появилась в деревянном зодчестве Русского Севера только в середине-второй половине XVII века", что снова вызывает удивление, ибо "крещатый оклад" деревянных храмов известен ещё по истории с устюжским собором, т.е. минимум с конца XV века.

DSC00213.JPG

А история таки весьма известная:
"Когда в 1490 году в Великом Устюге сгорела соборная церковь, срубленная в 1397 году, "древяна вельми велика", то, по просьбе соборных попов, великий князь велел ростовскому владыке Тихону поставить вновь такую же. Однако церковь стали рубить не по старине, а "крещатой". "Устюжанам тот оклад… стал нелюб, и хотели они о том бить челом великому князю". Владыка не велел бить челом и обещал поставить церковь "круглу, по старине, о двадцати стенах", которую и срубили в 1492 году".

DSC00235.JPG

Рассказ цитирую по совместному труду Горностаева и Грабаря "Главные типы великорусского деревянного храма". Там же сии учёные мужи добавляют, что Куштская церковь
"...может ... служить образцом древнейшего крестчатого храма...", а в своей "Истории
русского искусства" (1910) признают дату "около половины 16-го века":

т.jpg
(фото с "СОБОРОВ")

В южном крыле крещатого сруба, как пишет Суворов, "издавна существовал" придел Александра Куштского. Когда он появился, дело тёмное, как и с канонизацией этого святого. Годы начала почитания неизвестны, но пишут, что "преподобным Куштским чудотворцем" его называли уже в начале XVI века. Служба и житие появились "не позднее 1575 года", но точной даты, как я понял, нет.

DSC00216.JPG

В монастыре была и другая деревяннная церковь, Никольская, поставленная по завещанию преподобного Александра после его кончины (1429), также погибшая в пожаре 1519 года и затем восстановленная, но до нас не дошедшая.

DSC00229.JPG

Придел и церковь Николы упоминаются в описи 1630 года, а в 1764-м (год закрытия обители) Успенская и Никольская названы шатровыми.
Последнюю в 1835 заменили кирпичным двухэтажным храмом с колокольней, поставленным вплотную к Успенскому. На 1-й этаж поместили престол Николы, на 2-й - Александра Куштского.
Результат тех трудов в начале 1960-х с юго-востока выглядел так:

img687.jpg

С запада:
img685.jpg

С востока:
img686.jpg

Перед разборкой и перевозкой в Прилуки объект обследовал Борис Васильевич Гнедовский, только что перешедший из ЯСНРПМ в ЦНРМ. Уже на стадии предварительных работ при вскрытии поздней обшивки был найден ряд интересных деталей.
img688.jpg

Западный фасад.
Следы опиленных консолей (обведены мелом) и след пристенной скамьи утраченной галереи:

img689.jpg

 Дверь из северного крыла на галерею:

img690.jpg

Паз от балки перекрытия галереи (стрелочки мелом), над ним детали косящатого окна:
img691.jpg

Сейчас на западном фасаде есть пара таких окон:

DSC00234.JPG

Южное крыло с запада:
img694.jpg

Алтарь с юга. Дверь, вертикальный паз и красное окно:

img696.jpg

По этим следам был восстановлен переход в алтарь придела, который тоже плод реставрации:

чужая.jpg
(так её огородили, что и не подойдёшь, потому фото с "СОБОРОВ")

Алтарь с востока. Слева видна каменная церковь:
img693.jpg

Волоковое окно в алтаре:
img695.jpg

После перевозки Успенской церкви Никольская осталась на берегу Кушты в гордом одиночестве.

DSC01444.JPG

К тому же и колокольню снесли.

DSC01424.JPG

Вот на этой лужайке Успенская и стояла:
DSC01423.JPG

Чуть восточней неплохо сохранился келейный корпус, но уж больно нравится кому-то его обшивка, видимо для шашлыков удобная.

DSC01447.JPG

А брёвна под той обшивкой как новые:

DSC01451.JPG

В годы коллективизации в корпусе и храме поселили раскулаченных, выселенных окрестных сёл и деревень. Тут они наслаждались счастьем освобождённого труда во имя светлой цели строительства коммунизма.

DSC01435.JPG

Затем по старой доброй совковой традиции здесь устроили психушку.
Пишут, конкретно в церкви была баня.

DSC01441.JPG

А что тут теперь, не знаю, ни одной живой души не встретил.

DSC01446.JPG

Остаётся добавить, что основатель монастыря не был первым насельником этого места. Открытие сего укромного уголка принадлежит преподобному Евфимию, удалившемуся из монастыря Спасо-Каменного в поисках безмолвного жития.

DSC01439.JPG

Александр покинул ту же славную обитель с той же целью, но сначала попал куда-то на северный берег Кубенского озера, а затем поселился было на реке Сянжеме (иногда пишут "Сямжене", вон там: https://yandex.ru/maps/-/CVhYzBy5). Однако, близость ряда деревень вновь подвигла на поиски тишины, он пришёл сюда, оценил прелести места и уговорил Евфимия поменяться кельями.

DSC01427.JPG

Рокировка состоялась, и так Евфимий стал Сянжемским, а Александр - Куштским.
Мне таки трудно не оценить выбор последнего, ибо место сие во истину удивительно тихое и приятное.

DSC01428.JPG

DSC01429.JPG

мои фотки 20 июня 2016

чёрно-белые - оттуда