Расшибая лоб

[Блогово]

В День города на пешеходном каменном мосту АдГорода организовала пикет с целью привлечения внимания к общественно-значимым проектам по переустройству Вологды. Среди выставленных плакатов - проект реконструкции и благоустройства площади Революции, который демонстрирует прям-таки революционный взгляд на нынешнее пространство многострадальной площади.

Радикальность решений не только в демонтаже памятника героям гражданской войны (а есть ли там герои, в братоубийственной-то бойне?) и установке на этом месте своеобразного по архитектуре фонтана. Но и в воссоздании Спасо-Всеградского собора, который должен занять большую часть центральной части площади Революции. Единственно, кого уважили проектировщики - это "маленького Ленина", в проекте памятник политику-атеисту размещается в аккурат между двумя церквями.

Какая ирония, однако.

собственно, проект

макеты фонтана и церкви.

Устройство церкви по замыслу разработчиков должно урезать площадь практически вдвое. Впрочем, место где был построен и разрушен Собор и причины его постройки - имеют огромное значение для истории города. Это настоящий, без преувеличений, символ объединения вологжан. Но, как нельзя войти в одну реку дважды, так и нельзя вновь воссоздать навсегда утраченное, а можно только признать свои ошибки и двигаться вперед. Да, память о Спасо-Всеградском соборе правильная, но не такая как на этом проекте.

1654  год. Это было страшное время для вологжан: город поразила моровая язва. По преданию, город избавился от эпидемии, когда посадские люди обыденно (т.е. за один день) вместе собрались и поставили церковь во избавление от мора. Это был деревянный сруб, который в тот же день был освещен. Вот такой странный акт с точки зрения современной гигиены во время эпидемий - объединиться, когда все указывает на то, что необходимо прятаться друг от друга. Это было, безусловно, осознанное действо. Особенно и потому то выразилось в общегородском документе - “Общественном приговоре”.

“...на Вологде, на Старой площади, во имя Всемилостиваго Спаса Господа Бога Вседержителя церковь поставлена и освящена во един день по обещанию всем миром от морового поветрия.(...) и все вологжаня посатцкие люди обещались есмя по своему мирскому обещанию ныне да и впредь детям и внучатам нашим и хто будут по нас на Вологде посатцкие люди и по всея годы безпеременно строить (то есть содержать - ред.) из земские избы из мирского ларца своими мирскими деньгами… [ту] церкве”

По сути этот “приговор” определял, что вологжане берут на себя обязательство на все времена хранить эту церковь и передают это обязательство потомкам. Этот документ подписали 220 человек,  все они названы там поименно. Интересно, что и сейчас 200 вологжан по Уставу города вологжане имеют право законодательной инициативы. 

 И даже в XVIII веке, когда храм перестраивался, деревянный сруб стоял внутри возводимых каменных стен. И только по завершении строительства был разобран. Тогда для вологжан этот храм и это место были тем же, что для нас теперь Соборная горка с куполами Софии. Сергей Непеин в своей книге 1906 года “Вологда прежде и теперь” свидетельствует: “Он не славится ни высотою, ни особым изяществом архитектуры. Его слава – в знаменательном прошлом, в причине построения”.

И несмотря на то, что вологжане были прихожанами разным храмов, раз в год - 18 октября - они посещали Спасовсеградский собор. Эта дата для них была днем города в современном смысле этого слова.

После революции собор превратили в “дом смычки села и города”. Были такие забавные выверты идеологии. В 30-е годы над храмом нависла угроза разрушения, но благодаря мастреским  им. Грабаря, которые выступили категорически против  сноса, здание храма удалось отстоять. В нем разместился кинотеатр имени Горького. и в виде "важнейшего из искусств" собор благополучно пережил эпоху разрушения церквей, войну, восстановление хозяйства, оттепель. Но смертельными для него стали времена "застоя" - эпохи нововведений партийных технократов.

Руководили в те советские времена небезызвестные личности - облисполкомом  А.С.Дрыгин, горисполкомом  В.Д. Парменов.Именно с этими именами связывается разработка нового генплана Вологды, по которому началось уничтожение исторического облика города. Разрушение дворянских особняков на ул. Кирова, перекрытие этой улицы для создания нового "дворянского гнезда" - это все из этой истории. Принцип "мы для себя ничего не пожалеем" без учета культурного контекста.

А предшествовало этому генплану символичное событие. В 1972 году на улице Пушкинской  построили кинотеатр Ленком. А значит никакой целесообразности в существовании расположенного рядом кинотеатра им.Горького не стало. Поэтому тут же здание было признано аварийным. Примечательный момент: аварийные стены были столь крепки, что взрывчатка их не брала, разобрать вручную тоже не получилось - их ломали танком. О чем остались красноречивые фотосвидетельства.

Культурная элита города видимо не смогла найти в себе смелость сообщить партийным бонзам о существовании важного исторического документа и абсолютной неуместности разрушения здания. Зато впоследствии два этих персонажа Дрыгин и Парменов стали почетными гражданами Вологды. Абсурдно, но факт: высшую награду Вологды получили люди,  разрушившие символ города.

Не менее абсурден и другой факт. Через 2 года после разрешения Собора, в 1974 году Совет министров своим постановлением признает собор и его росписи памятником архитектуры.

 

Современное продолжение этой истории тоже символично. В 90-е годы на месте храма был установлен поклонный крест. По замыслу - это должен был быть символ памяти всех горожан. Но табличка гласит, что установлен он на пожертвования вологжан, “Северстали” и одного череповецкого бизнесмена. Получается, что память об одном из главных символов Вологды нам спонсирует  Череповец.  Очень жизненно, кстати.

Впрочем, и сами вологжане особого уважения к кресту не проявляют. Традиционное место туалетов на праздничных гуляньях возле Поклонного креста. Неужели других мест не находится?

"Один светлый день"  5 сентября 2015 года

Итак, давайте честно, с опорой на исторические факты. Спасо-Всеградский Собор был построен "всем миром" в продолжение Общественного приговора вологжан и разрушен по решению почетных граждан Вологды. Поклонный крест не стал новым символом общественного приговора. И уж если мы хотим создать что-то об этом значимом для города событии и месте, то мы должны говорить и о создании, и об утрате. 

В связи с чем, лучшей памятью стало бы раскрытие фундамента собора или обозначение его контуров на территории площади. Это будет минимальным вмешательством в сложившуюся ткань площади Революции и понятным символом создания и разрушения знакового памятника. Ведь за то, как меняется наш город, сохраняет свою уникальность или стирает ее -  несем  ответственность все мы.

И да, возвращаясь к предложенному проекту реконструкции площади Революции. Господа, ну, хватит уже прожектов. Пожалуйста.