Оклеветанный царь - 3

[Блогово]

Сколько жен было у Ивана Грозного?

Поколения придворных историографов путаются – говорят, что то  ли семь жён было у царя, то ли восемь...

Касательно немыслимого количества его жен - тут сразу нужно внести  ясность - жена - это женщина, прошедшая официально признанный обряд вступления в брак. В XVI веке это было венчание.
Так что назвать женами женщин, с которыми царь не венчался, нельзя. Для их обозначения есть множество терминов, юридических и просторечных, только уж никак не «жена».

В женском Вознесенском монастыре, усыпальнице Московских великих княгинь и цариц, есть захоронения четырех жен Иоанна IV: Анастасии Романовой, Марии Темрюковны, Марфы Собакиной и Марии Нагой, так что говорить можно только о четырех женах, причем четвертый брак был совершен по решению Освященного Собора Русской Православной Церкви.

Нужно  понять, что царь женился  не для того, чтобы иметь бесплатную кухарку и прачку, а чтобы оставить  наследника престола.

Именно из-за  щепетильного подбора невесты Иван Грозный не женился до 25 лет, первый брак Ивана длился 13 лет. В этом браке у царя было шестеро детей, но только двое остались живы. Два первых ребенка — царевны Анна и Мария — умерли, не достигнув года. Третьим ребенком был царевич Дмитрий. Когда ему минуло шесть месяцев, родители повезли его на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь.

Няньку, несшую ребенка, непременно должны были поддерживать под руки двое знатнейших бояр. Во время путешествия из Кириллова царский струг пристал к берегу, и торжественная процессия вступила на сходни. Сходни подломились (вариант - перевернулисть, и все оказались в реке. Ребенка, выпавшего из рук няньки, тотчас достали из воды, но он был мертв. Так погиб старший из сыновей Грозного, царевич Дмитрий I.

Второго сына, царевича Ивана, Анастасия родила 28 марта 1554 года. Еще через два года у нее родилась дочь Евдокия. Сын выжил, а дочь умерла на третьем году жизни. Третий сын родился в царской семье 31 мая 1557 года.  Анастасия к тому времени была явно нездорова, и  царевич Федор оказался хилым и слабоумным.

Руслан Скрынников пишет:  Частые роды истощили организм царицы, она не дожила до 30 лет.

Но  дело было не в родах -  сейчас достоверно известно, что царица  Анастасия  была отравлена.  Подтверждение тому  - исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся темно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец.

НЕДЕЛЮ СПУСТЯ  после смерти Анастасии  митрополит  Макарий и епископы обратились к царю - они просили, чтобы царь отложил скорбь и «для крестиянские надежи женился ранее, а себе бы нужи не наводил».
Обратите внимание – не сам царь захотел, а церковные иерархи,  представители одной из ветвей власти,  напомнили ему  -   Надо!

Так Иван Грозный,  исполняя свой долг, женился на дочери черкесского  князя  Темрюка,  Кученей, в  крещении  названную Мария.  (Из черкас пятигорских девица).
Сначала Мария, не говорила  по-русски,  но потом  выучила язык и даже подавала царю  советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей, и пр.). В браке с Марией Черкасской у царя родился сын Василий, но он умер младенцем.

Перед кончиной Мария ездила с мужем в Вологду и там заболела. Как и после смерти Анастасии, Иван подозревал бояр в том, что они её «извели», отравили.

Освященный собор, проходивший в 1572 году, принялвший  Соборное определение «О четвертом браке царя Иоанна Васильевича»  Иерархи Русской церкви признал, что царица Мария Темрюковна, с которой Иван Васильевич прожил в браке восемь лет, «вражиим злокозньством отравлена бысть и на мнози болезни многоразличны скорби претерпев к Господу отииде». Странная  смерть  Марии   для нас не  очень понятна  -  в ее останках не обнаружены   обычные   ту пору яды –  ртуть, мышьяк, свинец.  

Этими методами  (Спектрографии)  можно определить атомарный состав исследуемого материала, то есть только яд, изготовленный на минеральной основе, так как химические элементы, которые привели к гибели человека, накапливаются в его костях. Но если человек был отравлен ядами на органической основе, то распознать их по его костным останкам в настоящее время не удастся.

К слову -  и нынешние судмедэксперты уверенно опознают  только мышьяк, стрихнин и цианистый калий. Я могу назвать полдесятка  сильнейших растительных ядов, тесты на которые даже не проводятся  обычно.

И тут надобно обратить внимание  на такое совпадение -   царица заболела в Вологде в 1569  году,  и в этом же году в Вологде  казнены  повар и  помяс. (Согласно «синодику»   Ивана Грозного)

Весна-лето 1569 г.
[На Вологде отделано: князя] Петра [Кропоткин], Третяка [и человек его Тимофея] Кожара, Василия [повар], Федора [помясы]

В книге «Вологда в минувшем тысячелетии»  предполагается, что помяс – это мясник.
Ну, профессиональным историкам простительно  не знать, кто такой  – помяс.   Я же, как дилетант, права на ошибку не имею, и потому обязан знать,  что «помяс»  в ту пору   -     это «знатец»   лекарственных трав, травник, руководивший сбором лекарственных  растений.

И вот теперь становится понятно – ЗА ЧТО  жестокий царь казнил в Вологде помяса. 
Лекари того времени не могли определить, каким именно ядом  было совершено отравление,   но отличить отравление  от других болезней умели.  Да и Иван  Грозный  знал, что были отравлены его мать, Елена Глинская, и жена Анастасия.

И сложить  два и два было несложно  -  вот  отравленная  в Вологде царица,   вот повар,  подмешавший яд в пищу или питье царицы,  а вот помяс  Федор - специалист, изготовивший яд. В небольшой Вологде  того времени таких специалистов было  -  по пальцам одной руки сосчитать. А вдумчиво спрашивать тогда умели...

После этого  Иван Грозный   женился  на Марфе Васильевне Собакиной,   но та скоропостижно скончалась.

Опять же, с уверенностью  в 99,9 %   можно сказать, что ее отравили.  Сама система отбора  царской невесты гарантировала, что девица будет  хорошего  рода, красива и отменного  здоровья,  а тут 28 октября 1571 года Иван Васильевич женился на Марфе Васильевне, а 13 ноября она скончалась, причем болезнь развивалась так быстро, что царь не вступил в фактические брачные отношения  -  юная царица умерла девственницей.

Именно от того, что  третий  брак был номинальным, «на бумаге»,  Ивану Грозному  и позволили   жениться в четвертый раз, на Марии  Нагой,  которая и  стала матерью царевича Дмитрия,  под которого косили позднее многочисленные Лже-Дмитрии. 

Четвертый брак был совершен по особому  решению Освященного Собора Русской Православной Церкви, и царь смиренно понес наложенную на него епитимию.

И -  все!  Больше жен у него не было!

Но, тем не менее,  в музее Александровской слободы в одной из палат  на стене находилось  описание  обряда венчания с неизвестно какой по счету женой. Когда писатель Вячеслав Манягин попросил, что бы для него сделали копию данного документа,  заведующая музеем сказала буквально следующее: «Понимаете, от XVI  сохранилось очень мало письменных источников. Поэтому мы взяли описание брачного обряда  XVII века и использовали его. Ведь обряд  за сто лет не изменился…» Но в сопроводительной  табличке указывалось, что это описание  именно свадьбы  Ивана Грозного, и даже указывалось – на ком именно!

Интересно – сейчас убрали   это «еще одно доказательство  «многоженства» царя»?

Так что не были женами царя Анна Колотовская, Анна Васильчикова, Василиса Мелентьевна, Наталья Булгакова, Авдотья Романовна, Марфа Романовна, Мамельфа Тимофеевна и Фетьма Тимофеевна...
И – кого еще  там царю приписывают? Приписывают, рисуя из него «Синюю Бороду» -   дескать,   травил или отправлял в монастырь жену, а сам женился, в шестой, седьмой, восьмой раз...

Продолжение следует.  Читайте далее – кто оклеветал великого государя.