Санкт-Петербург - Вологда

23.05.2016 [БлогоVO]

Или путешествие по исторической Петербургско-Вологодской железной дороге, построенной в самом начале 20 века и через которую Санкт-Петербург имеет прямой выход на Транссибирскую магистраль.
После 2009 года, когда по главному ходу Петербург - Москва, было запущено высокоскоростное движение поездов "Сапсан", почти всё грузовое движение из Северо-Западного региона в остальную Россию переместилось именно на ход СПб - Череповец - Вологда.
Историческая справка:
"Дорога построена на средства государственной казны в 1902—1905 гг. Протяжённость 575 верст/ 599 км. Проведена через Обухово — Мгу — Званку (Волховстрой-I) — Тихвин — Бабаево — Череповец.
Направление дороги от С.-Петербурга через Тихвин - Череповец на Вологду и далее на Вятку было высочайше утверждено 5 мая 1901 г.. Временное движение поездов открыто в сентябре 1905 г."
В 1941 - 44 годах, по этой магистрали шло снабжение осажденного Ленинграда и всего этого сектора советско-германского фронта.

1. Самый новый в Петербурге Ладожский вокзал.
С него и оправляется фирменный поезд №618 СПб - Вологда, под названием "Белые ночи", в котором мне довелось проехать на этой неделе.




2. Электровоз ЧС2Т, который будет тянуть наш поезд до стыковой станции Бабаево, до которой от Петербурга больше 300 километров.
Обратил внимание на одну деталь - новые ЭП2К ходят в основном только по московскому ходу, а "теремки" ЧС2Т стали обитать в основном на вологодском и петрозаводском направлениях.
Именно эта машина ЧС2Т, выпущена на заводе "Шкода" в 1974 году.




3. Туда я ехал в новеньком плацкартном вагоне, примерно в таком же как и в Ростов.
Биотуалеты, чистота, идеальное чистое и новое бельё, вежливые проводники в красивой форме, ко всему этому я уже привык, когда пользуюсь услугами РЖД.




4. Лежу вот и думаю - а я ведь за 2 года уже порядком отвык от грязи, деградации, пьяни и вони, в которые погрузилась Украина и особенно ее железная дорога с её старым хламом времен Союза, который каким-то чудом ещё передвигается по рельсам.




5. Большая узловая станция Волховстрой. Тут я был в рамках отдельной поездки, проезжал ее также по пути в Мурманск.




6. Станция Тихвин. Давно хотел отдельно съездить в этот довольно известный городок на востоке Ленинградской области, но пока вот получилось только проездом. Оригинальный вокзал начала 20 века тут уцелел, несмотря на то, что в город в ноябре 41 года ворвались немцы и их из города пришлось срочно выбивать, чтобы Ленинград окончательно не был удушен немцами. Тогда на некоторый период снабжение Ленинграда было практически прервано.




7. Через пару минут по второму пути на большой скорости проследовал грузовой поезд. Железная дорога Волховстрой - Череповец - Вологда, является в России магистралью с чрезвычайно напряженным движением.




8. Станция Подборовье в самой восточной части Ленинградской области.
Уже начало светать, несмотря на то, что на часах было только 2-30. Приближаются белые ночи - самое лушее время для путешествий по железной дороге.




9. Ну вот наконец станция, которая меня давно интересовала. Даже хотел сюда отдельно ехать, но потом понял, что ничем хорошим это не закончится.

"Железнодорожная станция Бабаево, на линии Вологда - Санкт-Петербург является станцией стыкования двух систем тягового тока (переменного с востока и постоянного с запада), поэтому здесь производится смена электровозов у всех поездов. В связи с увеличением транзитного потока на порт Усть-Луга производится расширение станции." Это информация с Викимапии.

А  я-то думал, почему новые парки и депо на станции построили.

Таким образом выходит, что это вообще важнейшая для России жд магистраль, которая уже на сегодняшний день перегружена грузовым движением. Как бы третий путь не пришлось строить. Наш скорый и туда и обратно тащился по ней довольно медленно, преодолевая каких-то 600 км за целых 12 часов. Видимо впереди шли десятки грузовых составов и двигаться быстрее было просто нереально.




10. Вот тут видна почти вся дорога СПб- Вологда и стыковая станция Бабаево. Зелеым цветом обозначены железные дороги с переменным током тяги, синим с постоянным. Также видны однопутные и 2-х путные дороги.

За Бабаево начинается обширный полигон переменного тока тяги, который протянулся по северноху ходу Транссиба до станции Балезино (Удмуртия. Кстати я там был в 14 году), а по казанскому ходу почти до самого Екатеринбурга (станция Дружинино). На север переменка тянется в сторону Архангельска до станции Обозерская.  Перемычка от Обозерской до Беломорска хоть и однопутная, но тоже электрифицирована, следовательно переменка на мурманском ходе связана с переменкой на Горьковской и Северной дороге. Именно так и попадают ВЛ80С из Лосты (локомотивное депо в Вологде) на мурманский ход, где я их видел в прошлом году и удивлялся этому.

На юге полигон тяги на переменном токе заканчивается на станциях Данилов, что севернее Ярославля, Вековка (казанский ход от Москвы) и Владимир (горьковский ход).




11. Постепенно светало и уже стало возможным фотографировать. Поедь я в другое время года - нифига бы не увидел. Впрочем это стоило мне полностью бессонной ночи.
В Бабаево строится стандартный пешеходный переход, с закрытым мостом.

Как вышел из вагона, сразу же резанул очень сильный запах лесной хвои и налетела туча агрессивных комаров. С комарами я этом году столкнулся впервые, они даже в вагон залетели.




12. Снял процесс замены нашего ЧС2Т, который тащил поезд от Питера, на внешне практически такой же ЧС4Т. Оба они "теремки", только ЧС2Т появились в СССР немного раньше и получила их только одна Октябрьская дорога.




13. Замена пассажирских локомотивов производится тут у вокзала. Грузовые меняют на пару километров дальше, где расположены специальные обширные парки для составов.




14. От Питера отъехали всего на 350 км, а в пути уже целых 7 часов. Кстати вот тут немного видна начинающаяся основная часть станции Бабаево, где меняют локомотивы у грузовых составов.




15. Как водится на всей больших станциях - обязательный памятник паровозу.

Ну да, в войну эта магистраль была жизненной артерией всего Ленинградского и Волховского фронтов. И частично Карельского. И именно по ней доставляли продовольствие в блокированный Ленинград, а оттуда везли эвакуируемых едва живых ленинградцев.

Кстати Вологда была серъёзной тыловой и госпитальной базой в те годы. Про западные поставки из северных портов в 1941-45 годах, я ещё напишу в отдельном посту про Вологду.




15. А вот "переменник" ЧС4Т-239 (депо ТЧЭ-8 Киров, построен в 1973 году). Тоже однако далеко не новая машина.




16. Проводница из крайнего вагона тоже наблюдает за процессом. Я немного разговорился с работниками железки, доброжелательные, за фотоаппарат ничего не спрашивают. Рассказали, что раньше тут было много ВЛ60 но их уже списали.




17. Здание вокзала станции Бабаево дореволюционной постройки.




18. Мемориал зенитчикам. Вероятно люфтваффе сильно бомбило эту важную станцию в годы войны.
Кстати это уже Вологодская область.




19. В сторону Питера готов отправиться пассажирский. Замена одного "теремка" на другой произведена. Новых ЭП2К из питерского депо СПб-Московский не наблюдал ни одного.




20. Двинулись в путь, а я вооружившись старой мыльницей (она лучше через стекло снимает), пошёл в тамбур, чтобы рассмотреть станцию подробнее. И увидел много чего интересно. Вот например 2ЭС4К и сверхмощный 3ЭС4К с составами приготовились следовать на Питер.




21. Вот "переменник" ВЛ80С и его постоянный собрат ВЛ10.




22. Получилось неплохое видео, вы только досмотрите его до конца. Там видно новое депо и огромное количество готовых под выдачу локомотивов ВЛ80С, в том числе как и на юге России - 3-х секционных.

Увиденное лишний раз подтверждает - насколько же тут интенсивное движение.

23. Почти всю дорогу до Вологды нас сопровождал сплошной лес и лишь только в районе Череповца и немного за ним, были другие виды из окон.




24. Въезжаем в гигантскую промышленную зону города Череповец. Это река Торовка и жд линия в сторону большого фосфорного комплекса "Фосагро", трубы которого видны вдалеке.
"Фосаагро" это - производство фосфорных минеральных удобрений, фосфорной и серной кислот, фторида алюминия."




25. Северное болото.




26. Дальше мы много километров следуем прямо через индустриальное сердце этого северного российского промышленного города.

27. То, что вы видите, это - "разорванная в клочья" российская экономика.
Один из важнейших индустриальных центров России, город Череповец. Металлургический комбинат "Северсталь". 




28.


29. "Предприятие ОАО «Северсталь", справка из сети:
"Череповецкий металлургический комбинат является одним из крупнейших интегрированных сталеплавильных заводов в мире. Одним из конкурентных преимуществ служит его выгодное географическое положение, гарантирующее доступ к сырью, транспортным сетям и конечным потребителям."




30. В этих тонкостях, а именно что и как тут называется я не разбираюсь. Просто стоял и изумленно наблюдал за масштабами этой индустрии.




31. Запахи от комбината, несмотря на достаточно герметичные окна, вторглись в вагон.




32.


33.


34. К заводу идет много железнодорожных путей, в том числе и электрифицированных.




35. Станция Череповец, стоянка всего 14 минут. Вокзал тут тоже сохранился старый.




36. Череповец - первый по величине город Волгодской области, превосходящий по населению свой областной центр. Население здесь 313 тысяч человек.




37. Привокзальная площадь. Кстати надо бы сюда отдельно приехать.




38.


39. А еще Череповец, помимо прочего является крупным речным транспортным узлом. Через него, по реке Шексна проходит Волго-Балтийский канал, связывающий по внутренним водам России несколько морей.
Южнее Череповца расположено громадное Рыбинское водохранилище на Волге, которое заметно даже на картах мира.




40. Вот оно. Многие знают его характерный силуэт, который всегда хорошо виден на картах России и СССР.
Водохранилище было создано у слияния Волги и Шексны перед самой войной, весной 1941 года и является возможно крупнейшим в мире искусственным водоемом. Решение о его строительстве было принято Сталиным в 30-е годы 20 века.




41. Река Ягорба, которая тоже протекает через Череповец.




42. Подтопленные паводком берега Шексны, вдоль которых мы шли некоторое время.




43. Вот тут в кадр попало грузовое судно, следующее по Волго-Балту.




44. Подтопленные дачи.




45. Подходим к Шексне.




46. Шексна - река в Вологодской области России, левый приток Волги. Длина 139 км. Вытекает из Белого озера и впадает в Рыбинское водохранилище. Местность по берегам реки носит название Пошехонье.




47.


48. Подтопленная местность к северу от жд насыпи.




49. Тепловоз 2ТЭ10 на станции Шексна. Му уже находимся в пределах Северной железной дороги, которая тянется от Ярославля до самой Воркуты и Архангельска.




50.


51. 9 утра. Мы прибыли в Вологду, которая обладает старинным и длинным жд вокзалом, который мне чем-то напомнил Рижский в Москве.




52.

Источник: Андрей Селезов
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика